- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Кузьмина Е.А.
PDF файл статьиШКОЛЕ УДК 37.013.3 Кузьмина Евгения Анатольевна учитель математики Школа № 48 Россия, Самара e-mail: kuzmina15715@gmail.com ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ Аннотация: Статья посвящена развитию процесса обучения в основной школе. Ключевые слова: обучение, учащиеся, образовательный процесс, методы, внеурочная деятельность. Kuzmina Evgenia Anatolyevna teacher of mathematics School No. 48 Russia, Samara ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN PRIMARY Abstract: The article is devoted to the development of the learning process in primary schools. Keywords: training, students, educational process, methods, extracurricular activities. Внеурочная деятельность учащихся образовательных учреждений является одним из нововведений Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. К сожалению, на уроках не всегда удается раскрыть индивидуальные способности учащегося, развить интерес к разным видам деятельности, пробудить активность к работе. Внеурочная деятельность позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные потребности школьников, организовать деятельность, которая может быть направлена на развитие конкретного ученика, достигнуть личностные результаты в освоении основной образовательной программы. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru SCHOOLS 1 Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (за исключением учебной деятельности, осуществляемой в рамках урока), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации, а также решение предметных задач в рамках элективного курса. Участие во внеурочной деятельности проходит по желанию учащихся, форма таких занятий отлична от урочной системы обучения [1, c. 132]. Выделяют несколько целей внеурочной деятельности: ● Цель организации внеурочной деятельности – развитие мотивации к творчеству и познанию у обучающихся, личностное и профессиональное самоопределение и адаптация жизни в обществе, присоединение к здоровому образу жизни. ● Цель внеурочной деятельности – создание условий позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для выражения самостоятельности и инициативности, искренности, открытости и ответственности в жизненных ситуациях (Сабельникова). ● Цель внеурочной деятельности – способность обучающихся решать проблемы в различных сферах и видах деятельности, используя собственный социальный опыт (Усольцева И. В.) Внеурочная деятельность может решить ряд важных задач образования школьников: ▪ Оптимизировать учебную нагрузку; ▪ Обеспечить благоприятную адаптацию; ▪ Улучшить условия развития; ▪ Учесть возрастные и индивидуальные особенности. Основными задачами внеурочной деятельности являются: ● Создание условий для индивидуального развития каждого ученика в той или иной сфере внеурочной деятельности; ● Выявление интересов, способностей и возможностей учащихся в различных видах деятельности [5]; 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru ● Развитие и создание условий для приобретения системы знаний, умений и навыков у школьников в определенном направлении деятельности; ● Развитие опыта творческой деятельности; ● Приобретение опыта неформального общения, сотрудничества и взаимодействия обучающихся; ● Коррекция работы школьников, которые испытывают трудности в обучении (Сабельникова). Этапы организации внеурочной деятельности Таблица 1. Индивидуальная деятельность Коллективная деятельность 1. Целеполагание Формирование положительной мотивации на участие в деятельности Определение совместно учителем и Создание условий для осознания ребенком проблемы, которую можно решить, учениками проблемы, которая решаема организацией коллективной деятельностью. включившись в деятельность. Определение целей деятельности Разработка коллективной системы Создание условий для осознания каждым общей и индивидуальной целей деятельности. обучающимся лично значимой цели деятельности. Проектирование ожидаемого результата деятельности Определения перечня возможных Обсуждение ожидаемых по итогам деятельности коллектива изменений и личных достижений, планируемого вклада в общий результат. характеристика результатов деятельности. Планирование Определение содержания деятельности Характеристика Выделение основных Графическое границ направлений и видов представление объема временных деятельности на каждом этапе деятельности предстоящей работы и обозначение основных деятельности и в целом участников 2. Подготовка Определение перечня необходимых для Подборка способов реализации осуществления деятельности средств содержания деятельности Проектирование системы отношений в процессе деятельности 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru Характеристика свей позиции в Графическое представление системы деятельности, обозначение ведущих отношений, выделение ответственных на направлений взаимодействия с другими каждом моменте работы, установление связи участниками между участниками совместная разработка правил взаимодействия в процессе отношений Проведение деятельности Выполнение индивидуальной работы, Регулирование взаимодействия между взаимодействие с другими участниками участниками в соответствии возрастных согласно разработанным правилам в системе особенностей, пола, возможностей и позиции отношений учащихся, которые они занимают в отношениях 3. Анализ результатов деятельности Самоанализ, выделение личного Коллективный анализ проведенной результата с учетом затраченных усилий деятельности. Самоанализ каждого учащихся вклада в совместной деятельности Степень развития обучающихся определяется активностью их участия и организацией внеурочной деятельности. При этом она может быть выстроена, как индивидуальная или коллективная. Организовать такие виды деятельности можно с помощью активных методов обучения [4]. Под активными методами обучения понимаются такие способы организации образовательного процесса, которые способствуют изучению учебных вопросов, активному взаимодействию между учащимися и преподавателем, обмену мнениями, который нацелен на выработку правильного понимания изучаемой темы. Совокупность подходов и приемов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и преподавателя, рассматриваются как активные методы обучения, согласно подходу, предложенному В.А. Сластениным [2, с. 211]. Активные методы обучения – это форма взаимодействия учителя и учеников, которая характеризуются высокой степенью вовлеченности обучающихся в учебный процесс, стимулирующая их познавательную и творческую деятельность для решения поставленных задач [3, с. 5]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 4 Классификация активных методов А. М. Смолкина Таблица 2. Активные методы обучения имитационные неимитационные игровые неигровые ● Анализ конкретных ● Деловые игры (учебные, ● Проблемная лекция; ● Проблемный семинар; проектировочные, ситуаций ● Имитационные ● Тематическая дискуссия исследовательские); ● Разыгрывание ролей; ● Групповая консультация; упражнения ● Индивидуальный ● Игровое проектирование; ● Мозговая атака; ● МАСТАК – технология; тренаж ● Групповой тренинг ● Педагогические игровые упражнения; ● Презентация; ● Олимпиада; ● Научно – практическая конференция; ● Круглый стол ● Групповая консультация. Каждый автор внес определенный вклад в разработку классификации активных методов обучения, но особенно часто в литературе последних двадцати лет используют классификацию, приведенную А. М. Смолкиным. Список литературы: 1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 223 с. 2. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. Учебно- методическое пособие для студентов и педагогов. М.: «5 за знания», 2007. 176с. 3. Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: Учеб. Пособие. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 5 4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с. 5. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 2004. 385 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 6