- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
К ВОПРОСУ О ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОМ ПЛАНИРОВАНИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Аргентов К.В., Севлов А.С.
PDF файл статьиУДК 352.075 Аргентов Константин Васильевич студент 2 курса магистратуры Московская финансово-юридическая академия, Россия, г. Москва e-mail: mefodius77@mail.ru Севлов Артем Сергеевич студент 2 курса магистратуры Московская финансово-юридическая академия, Россия, г. Москва К ВОПРОСУ О ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОМ ПЛАНИРОВАНИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ Аннотация: В статье рассматриваются вопросы программно-целевого планирования на разных уровнях осуществления государственной и местной власти при реализации молодежной и культурной политики. Дано понятие комплексно-целевой программы, описана технология ее составления. Ключевые слова: программно-целевое планирование, молодежная политика, культурная политика, комплексно-целевая программа, этапы реализации комплексно-целевой программы. Argentov Konstantin Vasilievich 2nd year master student Moscow Academy of Finance and Law Russia, Moscow Sevlov Artem Sergeevich 2nd year master student Moscow Academy of Finance and Law Russia, Moscow TO THE QUESTION OF PROGRAM-TARGETED PLANNING IN THE IMPLEMENTATION OF YOUTH AND CULTURAL POLICIES Abstract: The article examines the issues of target-oriented planning at different levels of the implementation of state and local authorities in the implementation of youth and cultural policy. The concept of a complex target program is given, the technology of its compilation is described. Key words: program-target planning, youth policy, cultural policy, complex target program, stages of implementation of the complex target program. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru Современное российское общество переживает многочисленные реформы в разных сферах жизни. В этих условиях актуальными становятся вопросы эффективного применения различных методов управления этими процессами. К методам государственного управления относятся различные способы осуществления функций управления с применением разнообразных средств воздействия, которые могут быть применены органами исполнительной власти в отношении управляемых объектов. Комплекс методов управления с одной стороны должен помогать принимать прогнозируемые решения, результаты которых будут стабилизировать ситуацию в обществе, а с другой - необходимо учитывать динамику его развития, эффективно отражать изменения, происходящие в нем, обеспечивать обратную связь между теми, кто принимает управленческие решения и теми, кто пользуется их результатами. Термин «метод» в данном случае показывает, как то или иное управленческое решение принимается на практике, как действует исполнительная власть при его реализации, какие средства при этом использует [1, с. 233]. Сами методы государственного управления становятся важнейшими индикаторами осуществления власти государства, способами ее легитимации в обществе. Для реализации функций в сфере управления молодежной политикой и сферой культуры государственная власть может применять разнообразные методы: экономические (в данном случае они будут являться косвенными), административные (прямые методы воздействия на те или иные процессы в сфере культуры), социально-психологические и универсальные, которые являются общими методами влияния на все виды культурной деятельности [2]. О.Д. Абрамова подчёркивает, что государство проводит культурную и молодежную политику на всех уровнях управления. Эта политика позволяет координировать и регулировать разнообразные виды культурной деятельности, которые направлены на функционирование и сохранение культурного и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 2 исторического наследия, которые помогают обеспечить в государстве равный для разных категорий граждан доступ к культурным ценностям; она направлена на поддержание и развитие различных видов искусства и творчества как внутри страны, так и на международной арене, где происходит взаимопроникновение и взаимовлияние различных культур друг на друга; молодежная политика способствует лучшей социализации молодого поколения, эффективному поиску ими своего места в современном российском социуме [3, с. 27]. На современном этапе развития РФ наиболее эффективным и распространённым методом управления сферой культуры является программно- целевой, который может быть применен на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном. Отметим, что само понятие «программа» достаточно широко применятся при разработке тех или иных планов развития различными субъектами хозяйствования и органами власти как государственной, так и региональной, и муниципальной. Однако написать программу развития той или иной организации или муниципалитета, не означает управлять каким-либо процессом с помощью программно-целевого метода. Именно в государственном и муниципальном управлении он имеет свои особенности реализации и управления для достижения желаемых результатов. Сегодня в основу программно-целевого метода управления положена методология, разработанная в концепции «управления по целям» П. Друкера, «управления по результатам» (финская школа управления) [4], а также концепция синтеза знаний школы Г. П. Щедровицкого [4]. Рассмотрим метод программно-целевого управления в соответствии с теми категориями, которые заложены в его названии – «программа» и «цель». Если рассматривать категорию «программа», то можно говорить о том, что под программой понимается, прежде всего, четкий план осуществляемых действий по реализации определённых задач. В данном случае цель предстает перед исполнителем как желаемый образ, конечный результат определённой деятельности [4]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 3 Следовательно, в процессе осуществления программно-целевого управления происходит достижение определенных, заранее поставленных целей при реализации конкретных задач и действий по их выполнению. Рассмотрим вопрос о том, что такое комплексно-целевая программа (КЦП). Прежде всего, это директивный адресный документ, изданный уполномоченным на это органом власти. В данном документе поставлена цель деятельности, определены наиболее эффективные пути ее достижения и контрольные сроки выполнения тех или иных действий по достижению данной цели. Отметим, что в КЦП обязательно должны быть прописаны исполнители, те ресурсы, которые будут задействованы для решения поставленных задач. В КЦП также прописывается весь комплекс заданий и мероприятий, которые необходимо выполнить (социально-экономических, производственных, научно- исследовательских, организационно-хозяйственных). По мнению Г.П. Щедровицкого, именно с помощью программно-целевого метода могут быть определены те приемы и способы разработки программ, которые принесут наибольший хозяйственный и социальный эффект, а также будет отражена вся последовательность управленческих действий при принятии программных решений [4]. Метод программно-целевого планирования подразумевает системный подход к той или иной решаемой проблеме. Именно это является достоинством при осуществлении процесса управления развитием сферы культуры. Применение метода программно-целевого управления возможно в том случае, если сложилась проблемная ситуация в развитии той или иной сферы, решить которую невозможно инерционным путем При этом сама проблема стоит достаточно остро, а ее масштабность требует принятия кардинальных мер и решений [5]. Если проблема, которая стоит перед муниципалитетом достаточно сложна, емка, многопланова, требует комплексного решения, а также стратегического планирования, то именно программно-целевой метод будет наиболее эффективным для ее решения. Дело в том, что применение этого метода Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 4 предполагает четкую постановку целей и их систематизацию, выделение задач, которые могут быть решены осуществлением определенных групп действий или же мероприятий. При программно-целевом планировании привлекаемые ресурсы закрепляются за конкретными мероприятиями программы, не могут быть использованы для других целей. Кроме того, сами источники ресурсов и время их поступления четко определены для каждого пункта реализации программы. Также в КЦП обязательно наличие механизмов управления и контроля за каждым этапом реализации программы. Резюмируя вышесказанное, мы можем представить схему программно- целевого планирования при управлении сферой культуры и реализации молодежной политики как единство целей, путей их достижения, привлекаемых средств и ожидаемых и полученных в реальности результатов. При этом, как правило, в рамках КЦП цель может быть достигнута и при меньших затратах, чем предполагалось на этапе планирования, а также в более короткие сроки [6]. Отметим, что разработка КЦП имеет свою технологию. Для ее оставления необходимо провести следующие операции: 1) выявить и проанализировать проблемную ситуацию в определенной сфере жизнедеятельности человека, в данном случае - в сфере культуры или же в сфере проведения молодежной политики. Это позволит понять остроту выявленной проблемы и ее масштаб, определить перспективы ее развития, в том числе, и усложнения, а также предположить последствия в случае отказа от ее решения. На этом же этапе выявляются участники решения проблемы и все заинтересованные в этом стороны, а также определяется необходимость написания специальной программы для устранения выявленной проблемы; 2) на основании анализа изложенного в пункте 1 происходит определение цели предполагаемой программы. Целеполагание становится ключевым моментом при написании всей программы, так как от ее правильной постановки зависит весь комплекс мероприятий, который будет запланирован и проведен. Осуществляя целеполагание, разработчики программы определяют конечный Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 5 результат, к которому должны привести запланированные мероприятия, а также этапы осуществления деятельности по его достижению; 3) на следующем этапе происходит процесс разбиения цели на отдельные задачи и построение древа целей. Это помогает определить логику проведения мероприятий, их последовательность, необходимые ресурсы для реализации поставленных задач; 4) на данном этапе разрабатывается несколько вариантов программы, каждый из которых обсуждается, выписываются все его положительные и отрицательные стороны, возможные трудности. В итоге выбирается или один наилучший вариант, или же из нескольких вариантов составляется новая программа. Существование нескольких вариантов программ решений той или иной проблемы в сфере культуры и проведения молодежной политики помогает выбрать самые актуальные вопросы для решения, правильно ставить цели и выделять ближайшие и долговременные задачи, грамотно обосновывать те или иные управленческие решения и прогнозировать их результаты. Также существование нескольких вариантов решения той или иной проблемы в сфере развития культуры или же проведения молодежной политики позволяет взглянуть на нее с разных сторон, а, следовательно, оптимально подобрать необходимые ресурсы, просчитать объем финансирования, подобрать людей, ответственных за реализацию разных этапов осуществления программы, правильно определить индикаторы для мониторинга процесса ее выполнения, а также определить оптимальные сроки реализации как каждого этапа, так и всей программы в целом; 5) на данном этапе происходит процесс непосредственной реализации программы развития в сфере культуры или же молодежной политики, осуществляется текущий мониторинг, а также итоговый контроль показателей ее выполнения. Именно контроль на всех этапах реализации программы позволяет оценить проводимые программные мероприятия, проанализировать ход их выполнения, скорректировать те или иные действия и мероприятия с тем, чтобы Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 6 выполнить все поставленные задачи и вовремя достичь цели реализации всей программы; 6) этап корректировки поставленных задач, хода реализации программы. Происходит это, если выявлены существенные отклонения от тех результатов и показателей, которые запланированы, если изменяется проблемная ситуация или же доступность тех или иных ресурсов. Рассмотренный нами порядок разработки и реализации КЦП контролируется органами государственного и муниципального управления. Подводя итог вышесказанному, отметим, что программно-целевой метод является оптимальным для решения тех или иных социально-экономических проблем, в том числе, и в сфере культуры и проведения молодежной политики в муниципальном образовании. Его использование позволяет муниципальным властям решать проблемы в сфере развития культуры и проведения молодежной политики комплексно, помогает мобилизовать ресурсы, продуктивно использовать время, решая действительно наиболее остро стоящие проблемы. Cписок литературы: 1. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров. М: Юрайт, 2015. 494 c. 2. Груздева М.А. Социально-культурная подсистема как фактор повышения региональной устойчивости: монография. Вологда: ВолНЦ РАН, 2018. 150 с. 3. Россия в XXI веке. Политика. Экономика. Культура: учебник для студентов вузов / под ред. Л. Е. Ильичевой, В.С. Комаровского. М.: Аспект Пресс, 2016. 496 с. 4. Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология. М.: «Издательство Студии Артемия Лебедева», 2015. 464 с. 5. Гатина Л.И. Программно-целевой метод управления на производстве и в сфере государственного управления в республике Татарстан // Управление Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 7 устойчивым развитием. 2016. № 6. С. 57–61. 6. Райзберг Б.А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой: монография. М.: ИНФРА, 2016. 268 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 8