- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД• Текущий номер журнала
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ДИСТАНЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Самсонова В.В.
PDF файл статьиУДК 342.92 Самсонова Виктория Викторовна студентка магистратуры Экономика «Финансы и кредит» Московский финансово-юридический университет Россия, г. Москва e-mail: vojnova.v@bk.ru ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ДИСТАНЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Аннотация: В данной статье рассматривается организация контрольно-надзорной деятельности через дистанционный мониторинг и контроль с использованием риск-ориентированного подхода. Рассмотрен риск- ориентированный подход при осуществлении государственного контроля. Определена результативность и эффективность контрольно-надзорной деятельности. Ключевые слова: риск, подход, надзорная деятельность, экономика, реформа, законодательство, управление. Samsonova Viktoriya Viktorovna master student Economics "Finance and credit" Moscow University of Finance and law Russia, Moscow ORGANIZATION OF CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITIES THROUGH REMOTE MONITORING AND CONTROL USING A RISK- BASED APPROACH Abstract: This article discusses the organization of control and Supervisory activities through remote monitoring and control using a risk-based approach. The risk-based approach in the implementation of state control is considered. The effectiveness and efficiency of control and supervision activities is determined. Keywords: risk, approach, supervision, economy, reform, legislation, management. Перевод контрольно-надзорной деятельности на риск-ориентированный подход является одним из ключевых направлений реформы, позволяющим радикально модернизировать существующую в настоящее время в России практику государственного контроля. Правильно настроенные системы Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru 1 управления рисками позволяют сконцентрировать профилактическую и контрольно-надзорную деятельность на лицах и производственных объектах, представляющих наибольшую потенциальную опасность [4]. С одной стороны, это открывает возможность снижения размера вреда, причиняемого контролируемыми лицами, при сохранении или даже снижении уровня государственных расходов на контрольные мероприятия. С другой стороны, это дает возможность накладывать на каждого контролируемого лица такой объем административных расходов, который соответствует потенциальной опасности деятельности конкретного лица, устраняя тем самым "избыточные" издержки [10]. Среди достижений, связанных с информатизацией налогового контроля, можно особо выделить: а) широкий функционал и активное использование подконтрольными лицами сервиса «Личный кабинет налогоплательщика»; б) наличие сервисов, которые обеспечивают возможность направления в налоговые органы запросов и жалоб в электронном виде; в) использование инструментов автоматизированного контроля (АСК НДС-2) и дистанционного контроля (системы налогового мониторинга) путем заполнения проверочных листов [3]. Также высокой оценки заслуживает сервис «Банк документов», который содержит формы, образцы и примеры 1650 документов, которые должны формироваться работником или работодателем в процессе трудовых отношений. Примерными ориентирами при создании и развитии данных сервисов могут служить сервисы электронного обжалования ФНС России и Роструда [4]. Внедрение дистанционного сбора сведений и автоматического анализа данных дает возможность увеличить как число проверенных лиц или объектов, так и глубину проверок при сохранении или даже сокращении численности инспекторов. В тоже время данные методы контроля снижают потребность в традиционных документарных и выездных проверках (т.е. потребность в запросе документов и фактическом нахождении инспектора на территории Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru 2 подконтрольного лица), что приводит к снижению затрат проверяемых лиц на их сопровождение. Таким образом, в узком смысле цифровой государственный контроль представляет собой инструменты, обеспечивающие с использованием информационных технологий дистанционный сбор данных о параметрах деятельности подконтрольных лиц, функционировании производственных объектов и (или) автоматический анализ собранных данных, их проверку на соответствие обязательным требованиям, выявление нарушений или информации, свидетельствующей о возможных нарушениях [5]. Цифровой контроль может осуществляться путем использования четырех основных технологий: 1) идентифицирующих средств, содержащих сведения в машиночитаемых форматах о подконтрольных объектах и позволяющих обеспечивать автоматическую обработку данных сведений посредством их считывания на основе оптических, радиотехнических или иных информационных технологий: от штрих-кодов до технологий RFID-меток (далее — средства автоматизированной идентификации); 2) устройств, обеспечивающих удаленное наблюдение сотрудником органа власти за деятельностью подконтрольных лиц без автоматической проверки на соответствие обязательным требованиям (далее — неавтоматизированные устройства дистанционного контроля); 3) датчиков и иных устройств, обеспечивающих в автоматическом режиме измерение и фиксацию параметров контролируемой деятельности и передающих информацию в государственные информационные системы. [6] Автоматические датчики и устройства можно разделить на 2 категории: а) устройства, устанавливаемые на конкретных производственных объектах подконтрольных лиц и, соответственно, позволяющие контролировать только деятельность конкретных лиц (далее — персонализированные автоматические устройства контроля); Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru 3 б) устройства, устанавливаемые на территориях, открытых для доступа любых подконтрольных лиц, и контролирующие действия неопределенного круга лиц, находящихся на таких территориях; 4) государственных информационных систем, обеспечивающих в автоматическом режиме анализ сведений о подконтрольных лицах и производственных объектах, получаемых от автоматических датчиков либо загружаемых самими подконтрольными лицами, для выявления нарушений или сведений, свидетельствующих о потенциальных нарушениях [7]. Таким образом, среди выявленных примеров используемых или внедряемых инструментов «цифрового контроля» самую массовую категорию составляют персонализированные автоматические устройства контроля (10 инструментов; 40% от общего количества). Далее с большим отрывом идут средства автоматизированной идентификации, автоматические устройства для контроля неопределенного круга лиц и неавтоматизированные устройства дистанционного контроля. Последнее место по количеству занимают информационные системы автоматического анализа, что вполне объяснимо: данные инструменты, хотя и предоставляют наиболее широкие возможности, но и являются самыми сложными и затратными для создания и надлежащей отладки [8]. Почти в половине случаев (52%) операторами технических средств и информационных систем, обеспечивающих сбор и анализ данных, являются органы власти. Лидерами являются Росалкогольрегулирование и ФНС России (каждый из этих органов сейчас является оператором 3 инструментов «цифрового контроля»). Также функции операторов выполняют ФТС России, Россельхознадзор, Росреестр, органы исполнительной власти субъектов РФ. Планируется внедрение инструментов «цифрового контроля», операторами которых будут выступать Росприроднадзор и Ростехнадзор. Помимо органов власти операторами технических средств и информационных систем являются Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru 4 федеральные и региональные учреждения, а в отдельных случаях - также муниципальные учреждения (16% от общего количества) [9]. В 7 случаях (28%) функции оператора выполняют коммерческие организации: ООО «Оператор-ЦРПТ», АО «Гознак», АО «ГЛОНАСС», ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», операторы фискальных данных. Еще в одном случае (тахографы) функции оператора не возложены ни на одно лицо, т.к. дистанционный сбор и централизованное хранение тахографической информации не предусмотрено. Перечень органов контроля, которые используют или планируют использовать в своей деятельности информацию, полученную с помощью инструментов «цифрового контроля», несколько шире. Как минимум, в него входят 10 федеральных органов исполнительной власти (МВД России, Росалкогольрегулирование, Роспотребнадзор, Росприродзор, Росреестр, Россельхознадзор, Ростехнадзор, Ространснадзор, ФНС России, ФТС России), а также органы исполнительной власти отдельных субъектов РФ [5] Реформа контрольно-надзорной деятельности предусматривает отход от "палочной" оценки деятельности контролирующих органов на основе их реализации формальных процедур и сферы их применения. Вместо этого контрольные органы должны оценивать динамику изменения уровня защищенности охраняемых ценностей на регулируемой территории. [7]. Конечным результатом деятельности контролирующих органов должна быть минимизация вреда охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности, а также ресурсов контролирующих органов и бизнеса, затраченных на осуществление контрольно - надзорной деятельности. Список литературы 1. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (ред. от 23.09.2020) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами 5 Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности) // Справочно- правовая система «Консультант-Плюс». 2. Паспорт приоритетного проекта «Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.01.2017 № 5) // Справочно- правовая система «Консультант-Плюс». 3. Перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых будут реализованы мероприятия приоритетной программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 24.04.2018 № 3) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 4. Андреев В.Д. Основы интегрированного риск-ориентированного внутреннего контроля и аудита хозяйствующих субъектов: учеб. пособие. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019. 368 с. 5. Андреев В.Д. Комплексный рискориентированный аудит коммерческих организаций: учеб. пособие. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019. 248 с. 6. Авдийский В.И. Налоговые риски в системе экономической безопасности: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 236 с. 7. Домащенко Д.В. Современные подходы к корпоративному риск- менеджменту: методы и инструменты. М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. 304 с. 8. Капустина Н.В. Теоретико-методологические подходы риск- менеджмента: монография. М.: ИНФРА-М, 2020. 140 с. 9. Корнеева Т.А. Учет и контроль в субъектах малого бизнеса: риск- ориентированный подход: монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 118 с. 10. Соколов Д.В. Базисная система риск-менеджмента организаций реального сектора экономики: монография. М.: ИНФРА-М, 2020. 125 с. Журнал «Трибуна учёного» Выпуск 11/2020 https://tribune-scientists.ru 6