- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СЕВЕРНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2019"
Автор(ы) статьи: Драчева Н.В.
PDF файл статьиУДК 316.614 Драчева Наталья Владимировна студентка 5 курса, стоматологический факультет Северный государственный медицинский университет, Россия, г. Архангельск e-mail: Tusya13096@icloud.com Научный руководитель: Макулин А.В., кандидат философских наук, доцент Северный государственный медицинский университет, Россия, г. Архангельск АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СЕВЕРНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Аннотация: Статья посвящена проблеме адаптации студентов-медиков к учёбе в ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет». Главная проблема адаптации студентов – это противоречие между недостаточной подготовленностью к учёбе в высшей школе и большим желанием получить знания и навыки, которые способны обеспечить профессиональный успех. Ключевые слова: адаптация, студенты-медики, обучение, медицинский университет, проблемы. Dracheva Natalya Vladimirovna 5th year student, dental faculty Northern State Medical University, Russia, Arkhangelsk Scientific adviser: Makulin A.V., candidate of philosophical sciences, associate professor Northern State Medical University, Russia, Arkhangelsk ADAPTATION OF MEDICAL STUDENTS TRAINING IN NORTH STATE MEDICAL UNIVERSITY Abstract: The article is devoted to the problem of adaptation of medical students to study in the "Northern state medical University". Main problem adaptation of students is a contradiction between the lack of preparation for higher education and a great desire to gain knowledge and skills that can ensure professional success. Keywords: adaptation, medical students, training, medical university, problems. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru Добиваясь своих желанных целей, мы всегда сталкиваемся с проблемами характера. Это могут быть страхи, неуверенность в себе и своих силах, отсутствие базовых навыков по достижению цели [5, с. 47]. Поступление в медицинский вуз можно рассматривать как важный этап взросления студентов. Взрослея и анализируя свою жизнь, мы проходим препятствия, через которые проходит если не каждый, то большинство людей. Так мы получаем опыт [1, с. 46]. Знакомство с новым коллективом, налаживание контакта с преподавателями, процесс адаптации к новым условиям жизни – серьезный стресс для юношей и девушек [4, с. 235]. Адаптация – это состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой, а также способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних или внутренних условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза [2, с. 3]. Проблема адаптации в вузе не теряет своей актуальности, так как проблема неподготовленности абитуриентов к системе обучения в высшей школе ещё не нашла своего решения. [3, с. 915]. Наша цель – исследовать социальную адаптацию в СГМУ методом анкетирования иногородних студентов в сравнении со студентами – жителями города Архангельска, а также проанализировать полученные результаты. Адаптация к обучению изучалась методом анонимного on-line анкетирования студентов 1–6 курсов. В исследовании принимало участие 148 студентов, из них на стоматологическом факультете обучалось 78 студентов (52,7%), на педиатрическом факультете обучалось 32 студента (21,6%), на лечебном факультете – 38 студентов (25,7%). Соотношение полов было следующим: девушки – 108 человек (73%), юноши – 40 человек (27%). Большинство студентов, участвующих в опросе – иногородние студенты (73%). 27% опрошенных – жители города Архангельска. 41,9% студентов предпочитают съём квартиры или комнаты, 27% опрошенных живёт с Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 2 родителями, 25,7% студентов живут в общежитии СГМУ, 5,4% студентов живут с родственниками. Большинство приезжих студентов предпочитают съём жилья, а большинство архангелогородцев живет с родителями. В результате анкетирования было установлено, что основной целью поступления в СГМУ является получение знаний (63,5%), в успехе трудоустройства заинтересованы 21,6% опрошенных. Остальные студенты (14,9%) целью своего обучения считают получение диплома или хотят оправдать ожидания родителей. Интересно заметить, что при выборе профессии у большинства студентов (90,5%) был интерес к медицине и 66,2% считают профессию врача престижной. Но, несмотря на большую заинтересованность в обучении и получении профессии врача, многие студенты сталкиваются с различными трудностями. У большинства студентов ожидания от учёбы в СГМУ не оправдались, это связано с недостаточной подготовкой к обучению в вузе в школе. Как и архангелогородцы, так и иногородние студенты были не готовы к большому объёму учебного материала и высокой учебной нагрузке (52,7%). 17,6% студентов сталкиваются с проблемой занятости, не связанной с учебной деятельностью. 12% иногородних студентов выделяют проблему с общежитием, а 11% отмечают нехватку родительского внимания в процессе обучения в СГМУ. 16,2% респондентов отметили, что главными проблемами, с которыми они столкнулись, являются проблемы в группе/на курсе или конфликты с преподавателями. 30% жителей города Архангельска отмечают, что сложностей при обучении в СГМУ не было. Этот показатель несколько выше, нежели у иногородних студентов. Всего 13% иногородних студентов не сталкивались с различными трудностями. Большинство опрошенных студентов считают, что залог успешного обучения в вузе - это доступная и хорошая литература. 28,4% респондентов отмечают проблему её доступности. 29,7% опрошенных студентов не удовлетворены подачей учебного материала. Остальные студенты указывают на иные сложности: большие требования преподавателей высшей школы, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 3 особенности учебного процесса в лечебных учреждениях, а также необходимость привыкать к графику учёбы. В связи с большой учебной нагрузкой 44,6% респондентов отмечают, что они достаточно часто подвержены стрессу. 52,7% опрошенных испытывают стресс редко, только в некоторых случаях. Остальные студенты отмечают, что никогда не находятся в стрессовой ситуации. Большинство архангелогородцев и иногородних студентов ищут поддержку в стрессовой ситуации у родных и близких (67,6%). 43,2% опрошенных справляются со стрессом, занимаясь спортом. К сожалению, 24,3% студентов решают свои проблемы с помощью алкоголя или курения. 21,6% респондентов предпочитают шоппинготерапию. На вопрос «Участились ли случаи заболеваемости?» 27% студентов ответили, что увеличились случаи ОРВИ, 29,7% опрошенных отмечают заболевания нервной системы, а у 24,3% респондентов возникли/обострились заболевания желудочно-кишечного тракта. 26,5% студентов не отмечают возникновение заболеваний. 4,1% опрошенных говорят о том, что в связи с обучением в медицинском вузе диагностика и лечение их заболеваний стала проще и доступней. В результате нашего исследования мы выяснили несколько интересных фактов: 1. Главная проблема адаптации студентов – недостаточная информированность о тех проблемах, с которыми может столкнуться студент. Большинство студентов, несмотря на их заинтересованность, не оправдали свои ожидания. 2. Несмотря на то, что большинство студентов (66,2%) оценивают свои школьную подготовку на средний балл и 23% оценивают свою подготовку на «отлично», основной проблемой с которой они сталкиваются, является большая учебная нагрузка. 3. Иногородние студенты испытывают сложность с общежитием (12%), что у архангелогородцев не наблюдается. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 4. За решением своих проблем чаще всего обращаются к близким иногородние студенты. 5. По сравнению с архангелогородцами, иногородние студенты сталкиваются с большим количеством проблем в процессе обучения. Список литературы: 1. Жернакова Н.И., Бабинцев В.П., Лебедев Т.Ю., Жернаков Е.В., Фесенко Э.В., Головченко И.О. Адаптация студентов-первокурсников к обучению на медицинском факультете // Вестник Тамбов. гос. ун-та. Серия «Естественные и технические науки». 2011. Т. 16. Вып. 3. С. 915–918. 2. Бритва А. Не трать свою жизнь, чтобы угодить другим // PRO Здоровье. 2016. 10 окт. [Электронный ресурс]. URL: http://spartanofear.com/blog/ne-trat- svoyu-zhizn-na-to-chtobyugodit-drugim/ 3. Кондаков И.М. Психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2000. 343 с. 4. Игишев К. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. М., 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://med.niv.ru/doc/dictionary/psycho- psychiatric/index.htm. 5. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. СПб.: Питер, 1990. 688 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 5 Приложение Анкета: 1. Пол 2. Возраст 3. Курс 4. Факультет 5. Архангелогородец/не архангелогородец 6. Где проживаете? Общежитие Съемная комната/квартира С родителями У родственников 7. Какая основная цель учебы в СГМУ Получение знаний Успех трудоустройства Получение диплома Поиск друзей Оправдать ожидание родителей 8. При выборе профессии был ли у вас интерес к медицине? Да Нет 9. Считаете ли вы профессию врача престижной и прибыльной Да Нет Престижной, но не прибыльной 10. Оправдались ли ваши ожидания после поступления в университет? Да Нет Частично 11. Почему не оправдались ожидания от учебы? Слишком большое количество материала Другие обязанности, не связанные с учебной деятельностью Сложности с общежитием Обязательное посещение занятий Конфликты с преподавателями Конфликты в группе/на курсе Далеко от родителей 12. Как вы оцениваете свою школьную подготовку к учебному процессу в вузе? Отлично подготовлены Средне Не подготовлены 13. С какими сложностями вы столкнулись? Большая учебная нагрузка Общежитие Требования преподавателей высшей школы Особенности учебного процесса в лечебных учреждениях 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru Необходимость привыкать к графику учебы Нет нормальной литературы Подача материала преподавателями Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 7/2019 http://tribune-scientists.ru 7