- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Тенитилова К.С., Абаева С.М.
PDF файл статьиУДК 37 Тенитилова Ксения Сергеевна, студентка 2 курса бакалавриата, институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет, Россия, г. Орел e-mail: tenitilova.xiusha@yandex.ru Абаева Сийлахь Магомедовна, студентка 2 курса бакалавриата, институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет, Россия, г. Орел СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА Аннотация: В статье анализируется понятие конфликт, представлена структура педагогического конфликта в виде таблицы, рассматриваются основные причины возникающих противоречий между учащимися. Ключевые слова: педагогический конфликт, противоречия, структура конфликта, конструктивное разрешение, педагогическая конфликтология. Tenitilova Ksenia Sergeevna, 2nd year bachelor student, Institute of natural Sciences and biotechnology, Orel state University, Russia, Orel Abaeva Silah Magomedovna, 2nd year bachelor student, Institute of natural Sciences and biotechnology, Orel state University, Russia, Orel STRUCTURE AND DYNAMICS OF PEDAGOGICAL CONFLICT Abstract: The article analyzes the concept of conflict, presents the structure of pedagogical conflict in the form of a table, and examines the main causes of contradictions between students. Keywords: pedagogical conflict, contradictions, conflict structure, constructive resolution, pedagogical conflictology. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 1 «Педагогический конфликт, - по словам С. В. Баныкиной, - можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин» [1, с. 11-12]. Педагогический конфликт обычно возникает между несколькими учениками или учеником и педагогом. Готовность школьника к конструктивному разрешению конфликта говорит о развитой конфликтной компетентности, что зачастую бывает очень редко. Структурными компонентами конфликтных противоречий являются субъекты, то есть непосредственные участники, а также объект (ценность или ресурс, к обладанию которых стремятся оппоненты) и предмет – причина конфликта, источник раздора. Помимо субъектов выделяют так называемую «группу поддержки» какой-либо стороны соперников [2]. Инициатором является один из участников. Его действия и определяют переход от конфликтной ситуации к конфликтному взаимодействию [6]. Оно представляет собой враждебно направленные действия оппонентов, реализуемые с целью достижения собственных интересов. Структура педагогического конфликта представлена в таблице [7]: Характеристика: Стадии: 1 стадия – возникновение Конфликтная ситуация: противоречий. • Предмет; • Объект; • Субъекты: Ученик Ученик Педагог Родитель Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 2 Инцидент – 2 стадия – превращение повод к столкновению взглядов, потенциального конфликта в принципов, ценностей. реальный. Собственно конфликт 3 стадия – возникновение конфликта. 4 стадия – конфликтное Стратегии поведения: взаимодействие. • Соревнование; • Бездействие; • Компромисс; • Сотрудничество; • Приспособление. 5 стадия – урегулирование Разрешение противоречий, лежащих в основе конфликта конфликта. Динамика конфликта, по мнению Л.А. Петровской, представляет собой процесс, состоящий из различных стадий развития конфликта – от возникновения конфликтной ситуации до ее разрешения [3]. В динамике педагогических конфликтов выделяют латентную стадию. От латинского latentis означает «скрытый, невидимый». Эта стадия характеризует предконфликтную ситуацию, в которой и возникает психологическое напряжение. К причинам можно отнести несправедливую учебную перегрузку школьников, которая утомляет и повышает агрессию, создает неблагоприятную психологическую атмосферу в ученическом коллективе [4]. Это говорит о несовершенстве учебно – воспитательного процесса, которое проявляется в отсутствии преемственности основных звеньев целостного педагогического процесса. К другим причинам относят смену школы и, как следствие, школьного класса. Непринятие учащегося своими одноклассниками порождает замкнутость, вызывает трудность адаптации в новой среде [5]. Комфортное или же нетвердое положение ученика зависит от его социометрического статуса в классе, который может варьироваться в зависимости от многих причин. К Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 3 неблагоприятным взаимоотношениям приводит статус ребенка «пренебрегаемого» или «отверженного», который может стать причиной эскалации противоречий. Список литературы: 1. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира / под ред. Е. И. Степанова. М.: УРСС, 2001.457 с. 2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2013. 576 с. 3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 1998. 640 с. 4.Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с. 5. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 1. Теоретическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Юрайт, 2019. 404 с. 6. Щуркова Н.Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 320 с. 7. Руденко А.М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Феникс, 2018. 384 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 4