- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Иваева Н.С., Бадретдинов И.Р.
PDF файл статьиУДК 342.98 Иваева Надежда Сергеевна студентка 3 курса магистратуры, юридический факультет Башкирский Государственный Университет, Россия, г. Стерлитамак e-mail: damirivaev@mail.ru Бадретдинов Ирик Рауфович, кандидат политических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Башкирский Государственный Университет, Россия, г. Стерлитамак ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Аннотация: Статья посвящена вопросу дисциплинарной ответственности муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений. В рамках статьи были рассмотрены и изучены правовые основы, юридический механизм привлечения к дисциплинарной ответственности, а также особенности привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные нарушения. Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, муниципальный служащий, муниципальная служба, коррупционные правонарушения. Ivaeva Nadezhda Sergeevna 3rd year master student, Faculty of Law Bashkir State University, Russia, Sterlitamak Badretdinov Irik Raufovich, candidate of political science, associate professor of the department of constitutional and municipal law Bashkir State University, Russia, Sterlitamak DISCIPLINARY LIABILITY OF MUNICIPAL EMPLOYEES FOR COMMITMENT OF CORRUPTION OFFENSES Annotation: The article is devoted to the issue of disciplinary responsibility of municipal employees for committing corruption offenses. Within the framework of the Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 1 article, the legal framework, the legal mechanism for bringing to disciplinary responsibility, as well as the peculiarities of bringing to disciplinary responsibility for corruption offenses were considered and studied. Key words: disciplinary responsibility, municipal employee, municipal service, corruption offenses. Борьба с коррупционными правонарушениями на сегодняшний день одна из самых актуальных проблем системы государственного и муниципального управления. Система органов местного самоуправления подвержена этой проблеме в той же степени, что и система государственных органов. Проявления коррупции среди муниципальных служащих встречаются весьма часто ввиду того, что в их компетенцию входит широкий круг вопросов местного значения и они непосредственно взаимодействуют с населением в процессе их решения. Согласно ст. 13 ФЗ «О противодействии коррупции», за совершение коррупционных правонарушений предусмотрены уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность [1]. Предметом же нашего исследования станет дисциплинарная ответственность муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений. Мы рассмотрим ее сущность, виды и механизм реализации. Законодательно общая дисциплинарная ответственность муниципальных служащих закреплена ст. 27 ФЗ «О муниципальной службе». В данной статье перечислены виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться к муниципальным служащим при осуществлении их обязанностей. Всего статья предусматривает 3 основных вида взысканий: замечание; выговор; увольнение. Аналогичный перечень дисциплинарных взысканий закреплен в ст. 192 Трудового кодекса РФ, что позволяет сделать вывод о том, что на муниципальных служащих распространяется общая дисциплинарная ответственность [2, 3]. Юридический механизм привлечения к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих предусматривает: 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru - наличие основания привлечения к дисциплинарной ответственности (дисциплинарный проступок); - дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение); - порядок и сроки их наложения и снятия. Основанием наложения дисциплинарного взыскания на муниципального служащего является совершение виновного противоправного деяния в виде дисциплинарного проступка. Срок привлечения к дисциплинарной ответственности по общему правилу должен составлять не более одного месяца со дня обнаружения проступка нанимателем. Максимальный срок привлечения к дисциплинарной ответственности составляет шесть месяцев со дня совершения правонарушения. Однако в случае совершения муниципальными служащими коррупционных правонарушений, действуют иные сроки, закрепленные в ст. 27.1 ФЗ «О муниципальной службе»: не позднее 6 месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения [2]. Данная норма была специально введена для повышения эффективности борьбы с коррупционными правонарушениями. Важно также отметить некоторую диспозитивность института дисциплинарной ответственности в целом. Совершение дисциплинарного проступка не всегда и не обязательно влечет за собой наказание. Если говорить в частности о муниципальных служащих, то ст. 27 ФЗ «О муниципальной службе» не содержит в себе нормы о том, что представитель нанимателя (работодатель) обязан привлечь муниципального служащего к дисциплинарной ответственности, также как и не содержит конкретных предписаний о том, какие дисциплинарные взыскания должны применяться за те или иные дисциплинарные проступки муниципальных служащих. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru Однако в отношении коррупционных правонарушений муниципальных служащих действуют особые положения, закрепленные ст. 27.1 ФЗ «О муниципальной службе», согласно которым муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в следующих случаях: 1) совершение правонарушения в результате конфликта интересов; 2) непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера [2]. Как представляется, данные формулировки довольно-таки расплывчаты ввиду неоднозначности понятия «конфликт интересов» и так или иначе не позволяют сделать однозначный вывод о том, какие конкретно дисциплинарные взыскания полагаются за те или иные коррупционные действия, что в свою очередь порождает возможность необъективных решений. Министерство труда и социальной защиты РФ в своем письме от 21.03.2016 г. «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» указывает на то, что при вынесении решения о привлечении служащих к дисциплинарной ответственности, представитель нанимателя должен учитывать отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения правонарушения [4]. Кроме того, в данном письме были отображены некоторые конкретные ситуации, при которых применялся такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение в связи с утратой доверия. Были приведены следующие примеры: утаивание доходов и имущества, источники происхождения которых служащий не мог объяснить, а также стоимость которых значительно превышала его доходы; сокрытие информации о получении кредитов на льготных условиях в финансовых организациях, где служащий выполнял функции муниципального управления [4]. Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что механизм дисциплинарной ответственности муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений на данный момент регламентирован недостаточно детально. Существует значительное количество Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 4 пробелов, которые до сих пор требуют законодательного решения. В частности, как мы полагаем, требуется систематизация правовых норм в рассматриваемой сфере. Это позволит повысить эффективность системы противодействия коррупции в целом. Список литературы: 1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». 2. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». 3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». 4. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» от 21.03.2016 г. № 18-2/10/П-1526 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 5