- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ХАСМАГОМЕДА ЭДИЛОВА
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Магомадова Х.К., Расумов В.Ш.
PDF файл статьиУДК 82-95 Магомадова Хава Казбековна студентка 2 курса магистраутры направление подготовки «Филология» Чеченский государственный университет Россия, г. Грозный e-mail: khava.magomadova90@bk.ru Расумов В.Ш. кандидат филологических наук, Чеченский государственный университет Россия, г. Грозный ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ХАСМАГОМЕДА ЭДИЛОВА Аннотация: Хас-Магомед Эдилов по праву считается одним из величайших специалистов по этике вайнахов, внесшим большой вклад в популяризацию чеченских традиций и обычаев, и чеченского языка в частности. Хас-Магомед Эдилов был поэтом жизни. Союза писателей ЧР Канта Ибрагимов, поэты и писатели Адиз Кусаев, Эльбрус Минкаилов, Абу Уциев, Абу Исмаилов с особой добротой и тёплыми словами вспоминали народного поэта. Ключевые слова: Хас-Магомед Эдилов, творчество, поэт, писатель, стихи. Magomadova Khava Kazbekovna 2nd year master student direction of preparation «Philology» Chechen State University Russia, Grozny Rasumov V. Sh. candidate of philological sciences Chechen State University Russia, Grozny ARTISTIC FEATURES OF KHASMAGOMED EDILOV'S CREATIVITY Abstract: Khas-Magomed Edilov is rightfully considered one of the greatest specialists in Vainakh ethics, who made a great contribution to the popularization of Chechen traditions and customs, and the Chechen language in particular. Khas- Magomed Edilov was the poet of life. The Writers' Union of the Chechen Republic of Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Kant Ibragimov, poets and writers Adiz Kusaev, Elbrus Minkailov, Abu Utsiev, Abu Ismailov recalled the national poet with special kindness and warm words. Keywords: Khas-Magomed Edilov, creativity, poet, writer, poetry. Одно из ранних стихотворений Хасмагомеда Эдилова так и называется — «Поэт жизни». Оно, как видится, написано о себе, так ярко и точно отражает стихотворение всю суть поэтического творчества его: гимн жизни, величальная песнь человеку-творцу, труженику-созидателю: Пройдешь ли ты горной крутизной, Целинным нехоженым полем, Везде видишь: поросли жизни Растут человеческой волей. И всюду, что видится новым – И стройки, и в завтра дороги – Запишешь старательно снова В свои стихотворные строки. Так поэт Хасмагомед Эдилов и сам делал всегда и везде, потому что сам и был поэтом жизни. Видимо, поэтому многие его стихи и посвящены творческим людям: «Поэт жизни», «Голос поэта», «Стихотворение», «Разговор с газетой», «Герой» (поэма о русском ученом Иване Мушкетове, изучившим в XIX веке Казахстан) и другие [1, с. 189]. Пример тому – стихи Х. Эдилова на темы природы, любви, земли: «Половодье», «Тучи», «Дикая утка», «Цвет», «Канталупа», «Осень», «Вечер» и десятки других; поэмы «Рабочая честь», «Откройте ворота», «Орел Кавказа» и так далее. И, особенно – стихотворение «Горсть земли», написанное поэтом после знакомства с ветераном Великой Отечественной войны врачом Магомедом Индербиевым. Он-то и рассказал Хасмагомеду историю о том, что всю войну носил в нагрудном кармане гимнастерки, как талисман, у самой груди горсть родной земли, которая уберегла его – уверен ветеран – от смерти и от ран. Не расставался он с этой горстью земли и в Казахстане, куда после победы приехал к депортированной семье на долгие тринадцать лет. И только в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 2 1957 году, вернувшись на Родину, рассыпал ветеран эту горсть земли там же, где взял ее. Беря сюжеты из окружающей жизни, из увиденного и пережитого, Х. Эдилов, подбирая точные и емкие слова, создает новые грани уже не раз, не два воспетого отчего края, природы, своих земляков-тружеников. Поэт не просто рассказывает о них, а рисует зримые картины, характеры, судьбы. В этом он точно следовал словам А.М. Горького, который писал: «Кто много видел, тому трудно удержаться от желания рассказывать, но одно дело – рассказать, другое – изобразить». И продолжал, что «этого можно достичь только тогда, когда у писателя воображения много, а это главная сила художника». Читая же стихи, поэмы, рассказы Х. Эдилова, лишний раз убеждаешься в том, что воображения, умения, мастерства ему не занимать [2, с. 76]. Родился Хасмагомед Эдилов 16 ноября 1922 года в селе Валерик Ачхой- Мартановского района. Ему колыбельные песни вместе с матерью в детстве пела историческая речка, о которой М. Ю. Лермонтов писал: «…я спросил: «Как месту этому названье?» Галуб ответил: «Валерик», «А перевесть на ваш язык, Так будет речка смерти, верно, Дано старинными людьми…» А чеченский поэт опровергал сто семьдесят лет спустя: Сегодня речка Валерик – Источник жизни – каждый знает. И только лермонтовский стих О смерти тут напоминает. В 1957 году Хасмагомед Эдилов вернулся на родину и сразу же начал работать в редакции республиканской газеты «Ленинский путь» заведующим отделом культуры и быта. Закончил Чечено-Ингушский государственный Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 3 педагогический институт, филологический факультет, углубляя свои и без этого широкие знания. В мае 1960 года, когда впервые начала вещать Грозненская студия телевидения, была острая нехватка национальных тележурналистов. И первым по зову сердца пришел сюда работать уже опытный журналист и поэт Хасмагомед Эдилов вместе с маститым писателем Н. Музаевым, молодым С. Юсуповым и другими. Они-то и ставили на ноги чечено-ингушское телевидение [3, с. 122]. Все годы пребывания в депортации Х. Эдилов не расставался с поэзией, хотя приходилось писать, как в те годы было принято говорить, «в стол», с надеждой быть когда-нибудь опубликованным. Вот как о Хасмагомеде Эдилове рассказывает чеченский поэт и писатель Адиз Джабраилович Кусаев: как и все его сверстники, он был сыном своего времени, своего народа. Несмотря на довольно-таки большую разницу лет, мы с Хасмагомедом были большими друзьями. Особенно мы сблизились на писательской почве после того, как я сделал первую передачу о нем на телевидении в годы, когда я работал старшим редактором литературно- драматических программ, и после снятия мной телевизионного очерка о нем у него дома в с. Валерик. Я много раз бывал в его доме в пос. им. Калинина, на ул. им. Радищева, становясь свидетелем рождения многих произведений поэта. И он ко мне домой приходил часто. Обычно он негромко стучал в дверь и, если открывала супруга, Хасмагомед спрашивал: «Адиз дома?» Если она отвечала утвердительно, входил и сразу направлялся в мой кабинет. Говорил: «Что-то тоскливо стало мне. Да и стихи новые прочитать некому». И мы сидели, попивая чай, о литературе говорили, о жизни, стихи читали друг другу. Если же меня не оказывалось дома, Хасмагомед уходил и обязательно звонил вечером… Х. Эдилов был великим тружеником поэзии. Знаю об этом не понаслышке, а как очевидец его творческого процесса. Он был певцом разума, добра, надежды. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 4 К сожалению, он не дожил до осуществления всех своих планов и своих надежд: Х. Эдилов умер в 1991 году, более двадцати лет назад, и похоронен в родном селе Валерик. Список литературы: 1. Алироев И. Ю. Нахские языки и культура. Грозный: Чечено- Ингушское кн. изд-во, 1978. 289 с. 2. Метченко А.И. Кровное, завоеванное: Из истории советской литературы. М.: Советский писатель, 1975. 487 с. 3. Храпченко М.Б. О прогрессе в литературе и искусстве. Собр. соч. в 4- х томах, т. 3. М.: Худож. лит., 1981. 597 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 5