- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РОССИЙСКОГО ВУЗА В КИТАЕ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Цзян Жонань
PDF файл статьиУДК 070:81'38 Цзян Жонань студент магистратуры, Новосибирский государственный университет экономики и управления Россия, г. Новосибирск e-mail: j1773667169@gmail.com ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РОССИЙСКОГО ВУЗА В КИТАЕ Аннотация. В последние годы Россия и Китай стали настолько близки, что можно говорить о взаимопомощи в укреплении международных позиций, о взаимном обеспечении безопасности и слаженной работе «плечом к плечу». Главы государств регулярно наносят друг другу визиты, совместно решают вопросы и проблемы, а также участвуют не только в двусторонних отношениях, но и в различных форумах. В связи с укреплением отношений между Россией и Китаем, очень важно изучить современные имиджи двух государств. На данный момент вопросами являются: как китайское н аселен ие отн осится к Р оссии и фор мир ован ию имиджа р оссийского вуза в Китае? Какие пер спективы в отн ошен иях двух государ ств можн о н аблюдать? Ключевые слова: обр азован ие; сотр удн ичество; имидж; отн ошен ия государ ств; пер спективы. Jiang Zhonan graduate student, Novosibirsk State University of Economics and Management Russia, Novosibirsk FEATURES OF FORMATION OF THE IMAGE OF A RUSSIAN UNIVERSITY IN CHINA Abstract: In recent years, Russia and China have become so close that one can speak of mutual assistance in strengthening international positions, mutual security and well-coordinated work "shoulder to shoulder." The heads of state regularly visit each other, jointly resolve issues and problems, and also participate not only in bilateral relations, but also in various forums. In connection with the strengthening of relations between Russia and China, it is very important to study the modern images of the two states. At the moment, the questions are: how will the Chinese population relate to Russia and the shaping of the image of a Russian university in China? What prospects can be observed in relations between the two states? Key words: education; co-workers; image; the relation of states; perspectives. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 1 В н астоящее вр емя глобальн ость или ин ыми словами выведен ие всех вопр осов в мир овое сообщество для совместн ого р ешен ия является одн ой из главн ых частей мир овой жизн и. Благодар я этому между государ ствами возн икают н е только н овые связи, н о и н овые кон фликты, в том числе н а осн ове создающихся обр азов. Имен н о поэтому изучен ие пр оцесса фор мир ован ия обр азов государ ств, возможн ости их усовер шен ствован ия является очен ь важн ым. Обсужден ие всестор он н его сотр удн ичества, р азвития отн ошен ий, экон омических и политических договор ен н остей между Р оссией и Китаем обсуждается н е только н а высоком ур овн е пр офессион алов и глав государ ств, н о и шир оких слоев н аселен ия.[1] Изучен ию обр аза Р оссии в Китае посвящен о огр омн ое количество р абот отечествен н ых и китайских исследователей . Некоторые из н их говорят о том, что история российско-китайских отношений за все время являлась некой борьбой Китая за равноправие, которая в итоге подошла к своему логическому завершению - Россия вступает в Китаем в равноправные отношения. Существует много работ, статей, касающихся этой темы. Так в 2013 г. Была издана обзорная монография профессора Академии общественных наук провинции Хэй- лунцзян Ли Суйаня по истории восприятия образа России в КНР. Это не первая работа учёного по данной тематике, несколько статей даже были опубликованы в России. Говор я о культур н ой сфер е, между Китаем и Р оссией все чаще пр оизводятся обр азовательн ые обмен ы, встр ечи пр езиден тов для н алаживан ия культур н ого обмен а, в Китае появились цен тр ы р усского языка, пер иодически пр оводятся выставки пр оизведен ий искусств, выпускаются все н овые жур н алы и ин тер н ет - блоги о культур е, языке Р оссии.[2] Одн ако Р оссия в пр едставлен ии китайцев всегда была связан а с чер н ым хлебом, поэтом Пушкин ым и матр ешкой. Ин ыми словами, обр аз Р оссии в китайских СМИ заметн о опир ается н а стер еотипы и тр адицион н ые пр едставлен ия. Р оссия с точки зр ен ия китайцев - стр ан а, больше близкая к востоку, чем к западу. Р усский н ацион альн ый хар актер описывается шир око Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 2 используемой животн ой метафор ой «р усский медведь». Р усских н азывают бесстр ашн ой н ацией физической силы, он и готовы бор оться до кон ца («зуб за зуб»), обладают твер достью и в то же вр емя откр овен н ы, честн ы и н езависимы от вн ешн его давлен ия. До сих пор существуют идеи о «р оссийской угр озе» для Запада и Востока: «импер ское возр ожден ие Р оссии», «геогр афическая экспан сия Р оссии». Обр аз «дикой пр ир оды» ур авн овешивается устойчивыми стер еотипами художествен н о-ор иен тир ован н ой и литер атур н о- ор иен тир ован н ой культур ы: «р усский балет», «р усская музыка», «сила кр асоты и кр асота силы», «стр емлен ие к высшему искусству», «великая р усская литер атур а».[3] Почему же, н есмотр я н а близость двух государ ств н ар оды все еще осн овываются н а стер еотипы? Отчасти это пр оисходит потому, что культур а идет только после политических и экон омических н овостей, а китайское н аселен ие ин тер есуется только что появившимися н овостями, какими-то ср очн ыми сен сациями. Одн ако в китайских СМИ представлено, что н аселен ие Китая в последн ее вр емя все больше ин тер есуется и культур н ыми н овостями, что говор ит о положительн ом р азвитии этого вопр оса. В связи с тем, что КН Р добилась своего успеха отн осительн о н едавн о и является р азвивающейся н ацией с р азличн ыми политическими и социальн ыми условиями, по ср авн ен ию с н ын ешн ими кр упн ыми дер жавами в мир е, ей тр ебуются отн осительн о благопр иятн ые междун ар одн ые условия для своего р азвития. В осн овн ом, имен н о р астущая экон омика заставляет Китай пр ивлекать вн иман ие всего мир а. Успешн ое пр одвижен ие р оссийских обр азовательн ых услуг за н ацион альн ые гр ан ицы, достижен ие кон кур ен тоспособн ости р оссийских вузов н а мировойрынок образовательных услуг - одн а из актуальн ых задач, стоящих пер ед р оссийской системой обр азован ия. В обобщен н ом виде можн о сфор мулир овать пр едъявляемые общемир овой обр азовательн ой системой тр ебован ия к р оссийским вузам, соответствие котор ым будет способствовать успешн ому их вхожден ию в мировой рынок образовательных услуг: 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru - ор иен тация па подготовку специалиста, кон кур ен тоспособн ого и востр ебован н ого н а р ын ке тр уда, в том числе мир овом; - ин тер н ацион альн ый пр офессор ско-пр еподавательский состав; - ин тер н ацион альн ый состав обучающихся; - обеспечен н ость и высокая квалификация пр офессор ско- пр еподавательского состава, включая н аличие лаур еатов междун ар одн ых пр емий; - публикации пр офессор ско-пр еподавательского состава в междун ар одн ых издан иях и ин декс их цитир ован ия в пр изн ан н ых междун ар одн ых системах цитир ован ия (библиогр афических базах) по соответствующим областям н ауки (Web of Science, Scopus, Web of Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, Agris, GeoRef, MathSciNet, BioOne, Compendex, CiteSeerX); - должн ый ур овен ь актуальн ых н аучн ых исследован ий сотр удн иков высших учебн ых учр ежден ий. В свете пер ечислен н ых выше позиций осн овн ые н апр авлен ия модер н изации высшего пр офессион альн ого обр азован ия пашей стр ан ы пр едполагают: - вн едр ен ие междун ар одн ых обр азовательн ых стан дар тов в н ацион альн ую обр азовательн ую систему и деятельн ость кон кр етн ых вузов; - повышен ие квалификации пр офессор ско-пр еподавательского состава; - повышен ие качества обр азовательн ых услуг; - создан ие и сопр овожден ие ин фор мацион н о-обр азовательн ых ср ед (ИОС) откр ытого и дистан цион н ого обучен ия; - р азвитие н овых объектн ых техн ологий создан ия баз учебн ых матер иалов (БУМ); - р азвитие н ар яду с тр адицион н ыми техн ологиями мульти аген тн ых техн ологий обр азовательн ых пор талов и р азр аботку электр он н ых учебн иков; - повышен ие ур овн я стр атегического план ир ован ия в вузах; - позитивн ый имидж вузов па н ацион альн ом и междун ар одн ом р ын ке образовательных услуг.[4] Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 4 Пр ичем последн ий фактор (имидж вуза) является «собир ательн ым» и отр ажающим позиции н ацион альн ых вузов на мировом рынке образовательных услуг поср едством участия в междун ар одн ых р ейтин гах. Пон ятие «имидж» (от лат. imago - обр аз, изобр ажен ие, отр ажен ие) пр очн о вошло в кон текст оцен очн ых составляющих р азличн ых объектов, в том числе и обр азовательн ых учр ежден ий. Если положительн ый имидж вуза для отечествен н ых потен циальн ых потр ебителей ОУ в большей степен и огр ан ичивается узн аваемостью, пр естижн остью вуза и закр еплен н ой в созн ан ии благопр иятн ой р епутацией (тр адициии вуза, качествен н ое обр азован ие, н аличие большего количества бюджетн ых мест, т.е. возможн ость бесплатн ого обучен ия, пр еподаватели «с имен ем», опр еделен н ая гар ан тия дальн ейшего тр удоустр ойства и пр очие фактор ы), то имидж вуза за пр еделами стр ан ы складывается из вполн е четких кр итер иев, котор ые положен ы в осн ову зар екомен довавших себя на мировом рынке образовательных услуг общемир овых или р егион альн ых р ейтин гов. Р абота н ад фор мир ован ием позитивн ого имиджа высшего учебн ого заведен ия - длительн ый, мн огоплан овый, по вполн е упр авляемый пр оцесс, одн ако без 100%-н о гар ан тир ован н ого р езультата, поскольку имидж подвер жен р искам как глобальн ым, вн ешн им (н апр имер , смен а общемир ового тр ен да с р азвитием ИТ-техн ологий), так и локальн ым, связан н ым с экон омическими тр удн остями, пр облемами в упр авлен ии обр азовательн ым пр оцессом, утр атой вузом академической р епутации и т.д. В н астоящее вр емя существует более 20 междун ар одн ых р ейтин гов и, шир е, систем классификации ун ивер ситетов, н аучн ых ор ган изаций и обр азовательн ых систем стр ан мир а. Модер н изация обр азован ия является в н астоящее вр емя ведущей идеей и цен тр альн ой задачей р оссийской обр азовательн ой политики: пр едполагается комплексн ое, всестор он н ее обн овлен ие всех звен ьев обр азовательн ой системы и всех сфер обр азовательн ой деятельн ости в соответствии с совр емен н ыми вызовами. Одн им из способов повышен ия кон кур ен тоспособн ости р оссийских Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 5 вузов н а мир овой ар ен е может стать и создан ие совместн о с др угими стр ан ами БР ИКС альтер н ативн ого р ейтин га по специфическим пар аметр ам, котор ые, с одн ой стор он ы, будут отвечать н ашему запр осу к высшему обр азован ию, с др угой - являться важн ыми для др угих стр ан . Из последн их ин ициатив Р оссии по междун ар одн ой ин тегр ации обр азован ия весьма важн ым пр едставляется пр едложен ие р ектор а МГУ о создан ии Ассоциации н аучн о-обр азовательн ых цен тр ов стр ан БР ИКС, в р амках котор ой будут пр оводиться совместн ые н аучн ые исследован ия р азн ых стр ан , осуществляться обмен студен тами и будут ор ган изован ы совместн ые магистер ские пр огр аммы. Ассоциация объедин ит ун ивер ситеты, н аучн ые цен тр ы, р азличн ые фон ды в сфер е обр азован ия, отдельн ые ор ган изации, зан имающиеся н аукой, обр азован ием, устойчивостью мир а и глобалистикой.[5] Путь отношений и сотрудничества между КНР и РФ был очень длинным, иногда опасным, а иногда дружеским. Эта история не всегда была положительной, не всегда отрицательной, совместно было решено множество проблем, были созданы новые. По мнению многих китайских и российских авторов, отношения между государствами находятся не очень высоком уровне и имеют долгосрочные перспективы развития. Обе страны будут и далее стремиться к сближению и углублению сотрудничества, к распространению осведомленности населения друг о друге, и развитию дружественных открытых отношений. Список литературы: 1. Антиповский А. А., Боревская Н. Е., Фpанчук Н. В. Политика в области науки и образования в КНР. 1949-1979. М.: Наука, 1980. 288 с. 2. Боенко М.А. Основные направления реформ в системе педагогического образования КНР // Философия образования. 2006. № 2 (№16). С. 113-117. 3. Боревская H. Е. Школа в КНР. 1957-1972 гг. М.: Наука, 1974. 160 с. 4. Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений. [Электронный ресурс]: // Российский совет по международным делам. Режим Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 6 доступа: URL: http://www.russiancouncil.ru/rucn2016 (дата обращения: 23.10.2020 г.). 5.Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 7 [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2018. С. 270-271. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2020 http://tribune-scientists.ru 7