- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Оттенбахер А.И.
PDF файл статьиУДК 378.091.398 Оттенбахер Анна Ивановна, магистр психолого-педагогических наук Институт Педагогики и психологии Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина Россия, г. Сыктывкар e-mail: anna-ulnyrova@icloud.com Научный руководитель: Майорова Т.Е., кандидат психологических наук, доцент Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина Россия, г. Сыктывкар ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: В статье исследуется влияние индивидуального подхода в мотивации педагогов на эффективную педагогическую работу с подростками с отклоняющимся поведением. Ключевые слова: подростки с отклоняющимся поведением; уровень девиантности; индивидуальный подход в мотивации сотрудника; учет мотивов профессиональной деятельности; материальные и нематериальные методы мотивации; уровень мотивации. Ottenbacher Anna Ivanovna, master of psychological and pedagogical sciences Institute of Pedagogy and Psychology Syktyvkar state university named after Pitirim Sorokin Russia, Syktyvkar Scientific adviser: Mayorova T.E., candidate of psychological sciences, associate professor Syktyvkar state university named after Pitirim Sorokin Russia, Syktyvkar RESEARCH OF THE MOTIVATION OF TEACHERS TO WORK WITH ADOLESCENTS WITH DEVIATING BEHAVIOR IN THE CONDITIONS OF A GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION Abstract: The article examines the influence of an individual approach in motivating teachers on effective pedagogical work with adolescents with deviant behavior. Key words: adolescents with deviant behavior; level of deviance; an individual approach to motivate an employee; taking into account the motives of professional activity; material and non-material methods of motivation; level of motivation. Современное общество все чаще сталкивается с проблемой аморального поведения среди подрастающего поколения. Снижение уровня девиатности подростков возможно при благоприятном воздействии на личность девианта социальных институтов. В силу того, что основной деятельностью в подростковом возрасте является учебная деятельность, то главным институтом социализации будет выступать общеобразовательная организация [1, c. 200]. Преследуя цель снижения уровня девиантности среди учащихся подросткового возраста, руководитель образовательной организации должен поспособствовать тому, чтобы в психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения принимали активное участие все педагогические кадры. При этом, как правило, работа по психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведениях в условиях общеобразовательной организации не систематична и заинтересованность педагогического коллектива вопросом девиантных подростков находится на низком уровне. Причиной данного явления может выступать низкая мотивация педагогов к работе с детьми-девинтами [3, c. 29] . Нами предполагается, что эффективность работы педагогов с подростками с отклоняющимся поведением зависит от уровня мотивации. Высокий уровень мотивации педагогов к работе с подростками с отклоняющимся поведением в условиях общеобразовательной организации, будет, достигнут при следующих условиях: индивидуальный подход в выборе метода мотивации педагога к работе с подростками с отклоняющимся поведением; учет актуальной потребности и мотива профессиональной деятельности в выборе метода мотивации педагога к работе с подростками с отклоняющимся поведением [2, c. 142]. На начальном этапе исследования была сформирована выборка. В ходе этапа были исследованы применяемые методы мотивации педагогов к работе с подростками с отклоняющимся поведением в условиях общеобразовательной организации. Для решения поставленной задачи была спроектирована анкета «Используемые руководством общеобразовательной организации методы мотивации педагогов к работе с подростками с отклоняющимся поведением ». Таблица № 1 Результаты исследования используемых руководством общеобразовательной организации методы мотивации педагогов к работе с подростками с отклоняющимся поведением Метод мотивации педагогов к работе с Номер общеобразовательной подростками с отклоняющимся поведением организации № 1 Материальные методы Процесс мотивации педагогов к работе с № 2 подростками с отклоняющимся поведением отсутствует № 3 Процесс мотивации педагогов к работе с подростками с отклоняющимся поведением отсутствует № 4 Процесс мотивации педагогов к работе с подростками с отклоняющимся поведением отсутствует № 5 Процесс мотивации педагогов к работе с подростками с отклоняющимся поведением отсутствует № 6 Нематериальные методы № 7 Индивидуальный подход в мотивации сотрудника с учетом его мотивов профессиональной деятельности Исходя из полученных результатов, было сформировано 3 экспериментальные группы. Критерием деления испытуемых на экспериментальные группы выступили методы мотивации руководством педагогов к работе с подростками с отклоняющимся поведением. Экспериментальная группа I – педагоги, к которым применяются материальные методы мотивации работы с подростками с отклоняющимся поведением (10 испытуемых). Экспериментальная группа II – педагоги, к которым применяются нематериальные методы мотивации работы с подростками с отклоняющимся поведением (10 испытуемых). Экспериментальная группа III – педагоги, к которым применяются индивидуальный подход в мотивации сотрудника с учетом его мотивов профессиональной деятельности к работе с подростками с отклоняющимся поведением (10 испытуемых). В соответствии с целью и задачами исследования, мы изучили уровень мотивации педагогов к работе с подростками с отклоняющимся поведением в условиях общеобразовательной организации в экспериментальных группах. Для изучения уровня мотивации педагогов нами был разработан опросник «Исследование уровня мотивации педагогов в работе с подростками с отклоняющимся поведением». Исследование уровня мотивации педагогов в работе с подростками с отклоняющимся поведением в условиях общеобразовательной организации в экспериментальной группе I дало следующие результаты: основная часть (60 %), испытуемых педагогов экспериментальной группы I, имеет низкий уровень мотивации к работе с подростками с отклоняющимся поведением в условиях общеобразовательной организации. Остальные испытуемые имеют средний уровень (20 %) и высокий (20 %) мотивации к работе с подростками с отклоняющимся поведением в условиях общеобразовательной организации. Исследования уровня мотивации педагогов в работе с подростками с отклоняющимся поведением в условиях общеобразовательной организации в экспериментальной группе II дало следующие результаты: основная часть (70 %), испытуемых педагогов экспериментальной группы II, имеет низкий уровень мотивации к работе с подростками с отклоняющимся поведением в условиях общеобразовательной организации. Остальные испытуемые имеют средний уровень (30 %) мотивации к работе с подростками с отклоняющимся поведением в условиях общеобразовательной организации. Испытуемых с высоким уровнем мотивации в данной экспериментальной группе обнаружено не было. Исследование уровня мотивации педагогов в работе с подростками с отклоняющимся поведением в условиях общеобразовательной организации в экспериментальной группе III дало следующие результаты: основная часть (50 %), испытуемых педагогов экспериментальной группы II, имеет высокий уровень мотивации к работе с подростками с отклоняющимся поведением в условиях общеобразовательной организации. Остальные испытуемые имеют средний уровень (30 %) и низкий уровень (20 %) мотивации к работе с подростками с отклоняющимся поведением в условиях общеобразовательной организации. На следующем этапе мы провели сравнительный анализ взаимосвязи между методом мотивации педагогов к работе с подростками с отклоняющимся поведением и уровнем мотивации педагога в работе с подростками с отклоняющимся поведением. Таблица № 2 Сравнительный анализ взаимосвязи между методом мотивации педагогов к работе с подростками с отклоняющимся поведением и уровнем мотивации педагога в работе с подростками с отклоняющимся поведением. Уровень мотивации педагога в № ОО Методы мотивации педагогов к работе с работе с подростками с подростками с отклоняющимся поведением в ЭГ отклоняющимся ЭГ Высокий Средний Низкий поведением № 1 Материальные методы ЭГ I 10 % 20 % 60 % № 5 Нематериальные методы ЭГ II 0 % 30 % 70 % ЭГ III 50% 30 % 20% № 7 ИП *ОО- общеобразовательная организация; ИП- - Индивидуальный подход в мотивации сотрудника с учетом его мотивов профессиональной деятельности; ЭГ – экспериментальные группы; Исходя из сравнительной таблицы, можно сделать вывод о том, что использование материальных методов мотивации педагогов к работе с подростками с отклоняющим поведением не повышает уровень мотивации профессиональной деятельности педагогов, об этом свидетельствуют результаты исследования, 60 % экспериментальной группы I имеют низкий уровень мотивации в работе с подростками с отклоняющимся поведением. В случае экспериментальной группы II, используемые руководством общеобразовательной организации нематериальные методы не влияют на мотивацию педагогов в работе с подростками с отклоняющимся поведением, так как большая часть испытуемых, 70 % имеют низкий уровень мотивации. Результаты исследования уровня мотивации педагогов к работе с подростками с отклоняющимся поведениям, говорят о том, что при использовании руководством индивидуального подхода в мотивации сотрудника с учетом его мотивов профессиональной деятельности повышают уровень мотивации педагогов в работе с подростками-девиантами, так как 50 % экспериментальной группы III имеют высокий уровень мотивации. Следовательно, исходя, из анализа результатов исследования взаимосвязи между методом мотивации педагогов к работе с подростками с отклоняющимся поведением и уровнем мотивации педагога в работе с подростками с отклоняющимся поведением можно сделать вывод о том, что более эффективным методом мотивации педагога к работе с подростками с отклоняющимся поведением будет выступать индивидуальный подход, учитывающий мотивационно-потребностную сферу личности педагога. Список литературы: 1. Дадова З.И. Роль школы в социализации подростков // Теория и практика общественного развития. 2014. C. 199-201 2. Кузибецкая Г.В. Мотивация персонала образовательного учреждения: факторы и модели // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. C. 140 -143 3. Скударева Н.Г. Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социально - педагогическая практика // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Том 20. 2014. C. 28 -31