- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ В БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Засохова Д.А.
PDF файл статьиУДК 345.5 Засохова Даяна Амирановна студентка 4 курса, факультет коррекционно-педагогического образования Северо-Осетинский государственный педагогический институт Россия, г. Владикавказ e-mail: zasohovadaiana@gmail.com Научный руководитель: Ваниева В. Ю., кандидат педагогических наук, доцент, факультет коррекционно-педагогического образования Северо-Осетинский государственный педагогический институт Россия, г. Владикавказ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ В БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Аннотация: В статье дан обзор функциональных расстройств зрения у детей, приводится анализ специфических трудностей при овладении чтением и письмом учащимися первого класса с функциональными расстройствами зрения, обнаруженных в ходе экспериментального исследования. Статья также содержит ряд рекомендаций по предупреждению характерных ошибок при письме и чтении. Ключевые слова: Функциональные расстройства зрения, амблиопия, косоглазие, астигматизм, дальнозоркость, близорукость. Zasokhova Dayana Amiranovna 4-year student, faculty corrective and pedagogical education North Ossetian State Pedagogical Institute Russia, Vladikavkaz Scientific adviser: Vanieva V. Yu., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor North Ossetian State Pedagogical Institute Russia, Vladikavkaz PREVENTION OF DIFFICULTIES OF WRITING AND READING IN STUDENTS OF THE FIRST CLASSES WITH FUNCTIONAL VISUAL DISORDERS IN THE LETTER PERIOD OF LITERACY TRAINING 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Abstract: The article gives an overview of functional visual impairment in children, provides an analysis of the specific difficulties in mastering reading and writing by first-grade students with functional visual impairment, discovered during an experimental study. The article also contains a number of recommendations for the prevention of typical errors in writing and reading. Key words: Functional visual disturbances, amblyopia, strabismus, astigmatism, farsightedness, myopia. Не вызывает сомнения, что глаза важнейшие из органов человека. Им принадлежит первостепенное значение в разносторонней трудовой деятельности, в выполнении различных работ. По научным данным около 90% информации окружающего мира мы получаем при помощи глаз как органов чувств. По подсчетам многих ученых на данный момент болезни глаз составляют около 15 % от всех болезней, что заставляет углубиться в эту проблему более подробно [3, с. 15]. Обычно специалисты, педагоги и офтальмологи, используют следующую классификацию нарушений зрения: 1. Функциональные нарушения зрения. 2. Органические нарушения. [2, с. 115] Под функциональными нарушениями понимаются такие нарушения зрения, как: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие и амблиопия. При этой зрительной патологии нарушается работа рефракции и аккомодации. Амблиопия - это снижение зрения одного из глаз, которое обычно плохо поддается коррекции, либо не корректируется вообще. Считается достаточно распространённым заболеванием, и по разным подсчетам частота встречаемости составляет до 5%. [4, с. 3] Близорукость относится к приобретенным заболеваниям зрительной системы, когда происходят нарушения кровоснабжения и наступают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Дальнозоркость считается врожденным состоянием, связанным с особенностями глазного яблока Астигматизм. Считается особым видом оптического заболевания, который чаще всего возникает в результате неправильности кривизны роговицы. Данное заболевание глаза проявляется как в понижении зрения вдаль, так и вблизи, что снижает зрительную работоспособность. [6, с. 58] Все эти нарушения мешают детям и взрослым равномерно распределять информацию, получаемую источником зрительной системы - глазом. У детей с функциональными нарушениями зрения возможны возникновение ряда проблем, связанных с неуспеваемостью в школе, восприятии определенной информации, поступающей к нам извне, неправильном восприятии мира, проблем с социализацией со сверстниками. Дети данной группы обучаются в массовой общеобразовательной школе. Организация учебной деятельности таких детей должна строиться с учетом их психофизиологических и образовательных потребностей. В тоже время, в современной тифлопедагогической литературе имеются лишь немногочисленные экспериментальные данные, свидетельствующие о наличии у детей с амблиопией и косоглазием трудностей письма и чтения, возникающих на первой ступени школьного обучения, и обусловленных влиянием как биологического, так социального фактора, когда учебный процесс не учитывает особые потребности, в которых нуждаются учащихся. Сложность механизма нарушений письма и чтения у данной категории детей обуславливают физиологические механизмы. Нарушения зрения не только затрудняют пространственную ориентировку, но и задерживает формирование двигательной и познавательной активности. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании и овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается координация и точность движений. Мышечная (кистевая) сила у детей с нарушением по сравнению с нормой слабо развита. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Для изучения трудностей письма и чтения у учащихся первых классов с расстройствами зрения нами была использована методика Безруких М.М. и Крещенко О.Ю. Мы выявили следующие характерные ошибки, связанные с непосредственным влиянием недостатков зрительного восприятия на письмо: - ошибки конфигурации букв (пространственное расположение элементов, зеркальное письмо); - неправильное расположение материала на странице; -- неправильное расположение элементов и букв по отношению друг к другу и строке, - слитное написание слов, - отграничение речевых единиц. Распространенными так же являлись ошибки звукобуквенного анализа и смешение букв по акустико- артикуляционному сходству, например: перестановки и пропуски букв, вставки, недописывания слов и предложений; смешение букв, обозначающих глухие и звонкие согласные, а также свистящие и шипящие. Так же функциональные нарушения зрения оказывают отрицательное влияние на скорость и правильность формирования процесса чтения у детей. Навык чтения формируется у них значительно медленнее, чем у нормально видящих сверстников. Для чтения детей с нарушениями зрения характерно снижение скорости чтения. Количество прочитанных букв за минуту отстает от нормы. В связи с нарушением зрения у детей проявляется замедленное восприятие букв, что усложняет чтение отдельных слогов и слов. Так же дети путаются в различении сходных по написанию букв как письменного, так и печатного шрифта. Замедленное восприятие букв, слогов и слов затрудняет понимание прочитанного текста. К наиболее распространённым ошибкам чтения у детей с нарушениями чтения мы можем отнести следующие: пропуски и перестановки и повторения 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 звуков, слов и слогов; искажения и усечения звуков и слогов; «зеркальное чтение»; потеря строк и слов; чтение по догадке. Система коррекционно-педагогической работы со школьниками, имеющими функциональные расстройства зрения, направлена на всестороннее развитие ребенка, овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками – при помощи особых методов и приемов коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Главная цель коррекционно-педагогической работы – подготовка ребенка с нарушением зрения к успешному обучению в школе, активной самостоятельной жизни, адаптации в обществе. Для её реализации необходимо создать специальные условия, соответствующие требованиям и рекомендациям гигиены, офтальмологии, дефектологии, дидактики. На первых этапах обучения большое внимание обращается на формирование у учащихся с нарушением зрения некоторых организационных навыков. Особенно важно уже на первых порах обучения в школе научить детей бережно обращаться с учебниками и учебными принадлежностями, правильно организовывать свое учебное место. Для развития фонематического восприятия и преодолению ошибок звукобуквенного анализа рекомендуется использовать чтение группы согласных, использование различных артикуляционных упражнений, считалок, скороговорок. Для преодоления ошибок конфигурации букв возможно применение таких дидактических игр, как: выкладывание букв из палочек, ощупывание букв с закрытыми глазами, нахождение недостающих элементов букв. Для развития графомоторных навыков предлагаются работы с прописями и обводками по пунктиру, пальчиковые гимнастики и гимнастики с помощью карандаша. Для преодоления трудностей в овладении чтением рекомендуется использование комбинированных слоговых таблиц, артикуляционные разминки, упражнения, скороговорки, игры на складывание слов из половинок. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Если при чтении часто наблюдается «потеря» текста, в таком случае используют трафаретные закладки. Существуют известные способы снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки на развитие зрительных функций учащихся и некоторые из них не только профилактируют заболевания, но и способствуют развитию остроты центрального зрения в пределах, обеспечивающих школьные энергозатраты и затраты естественного роста детского организма. К таким способам и методам относятся методики профессора Базарного В. Ф. и доцента Ковалева В. А. 1. Исмаилова И.С. Психологические особенности развития связной речи у детей с комплексными нарушениями зрения и интеллекта: монография. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2012. 102 c. 2. Коробейников И.А., Любмов А.А. Терминологические аспекты модернизации лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере современной тифлопедагогики) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. № 2. С. 3-8. 3. Ольхина Е. А. Тифлопедагогика с основами тифлопсихологии: учебно- методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2016. 86 с. Список литературы: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 6 https://tribune-scientists.ru