- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Юдина К.С.
PDF файл статьиУДК 37.035.6 Юдина Ксения Сергеевна, студентка 1 курса бакалавриата, Институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет, Россия, г. Орел e-mail: tenitilova.xiusha@yandex.ru ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Аннотация: В статье рассматриваются вопросы воспитательной работы с учащимися по формированию патриотического самосознания, а также предложены мероприятия, позволяющие воспитать патриотизм. Ключевые слова: патриотизм, Отечество, патриотическое воспитание, воспитательные мероприятия, любовь к Родине. Yudina Ksenia Sergeevna, 1st year bachelor student, Institute of natural sciences and biotechnology, Orel state University, Russia, Orel PATRIOTIC EDUCATION IN SYSTEM OF FORMATION OF BASE CULTURE OF THE PERSON Abstract: The article deals with the issues of educational work with students on the formation of Patriotic self-consciousness, as well as offers activities that allow to foster patriotism. Keywords: patriotism, Fatherland, Patriotic education, educational activities, love for the Motherland. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью поднять уровень знаний современных школьников о том, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди старшего поколения и тем самым воспитать сопричастность к народным традициям, культуре, предоставить возможность почувствовать себя частью Родины, заложить основы любви к семье, родному языку и своей стране. Цель: воспитание патриотических чувств у молодого поколения, уважения, преданности и любви к Родине, соотечественникам, формирование сильных 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru личностных качеств, а также осознание этнической и национальной принадлежности. Задачи: становление патриота своей страны через накопление знаний, переживаний и впечатлений, на основе которых развиваются патриотические чувства; знакомство с историей и героями Великой Отечественной Войны, тружениками тыла. В настоящее время все чаще наблюдается девальвация духовных ценностей молодого поколения, утрата патриотического сознания, равнодушное отношение к гражданской ответственности, отсутствие чувства долга перед страной. В сознании и действиях многих детей проявляется расизм, экстремизм, религиозная нетерпимость. Отмечается тенденция снижения воспитательного воздействия образования и культуры, поэтому сейчас особенно остро стоит проблема реализации патриотического воспитания школьников с использованием новых форм работы и разнообразных педагогических мероприятий [1, c. 35]. Воспитание патриота - это одна из важнейших задач образовательного учреждения. Особое место уделяется влиянию школы, семьи, детских общественных организаций. Работа учителей, воспитателей и родителей в этой сфере деятельности всегда представляла собой приоритетное направление государства. С помощью совместных действий взрослых и сверстников воспитываются не только патриотические чувства, но и толерантность к людям другой культуры. Также важно создавать условия, способствующие активизации личной деятельности по преодолению отрицательных привычек и совершенствованию своих положительных качеств. Военно – политическая обстановка требует повышения обороноспособности страны, укрепления ее боевой мощи и, следовательно, отлаженной работы системы патриотического воспитания. Целесообразно выделить следующие ее этапы: подготовительный, включающий формирование первого понятия о патриотизме, Родине, воинском долге; базовый, в процессе которого осуществляется становление гуманистических ценностных 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru ориентаций, знакомство с историей, прививается любовь к Отечеству, появляется интерес к историко – культурным традициям страны; эмоционально - действенный, на котором пробуждается желание и готовность ребенка защищать Родину, служить ее интересам, в любых условиях беречь ее честь и достоинство. В связи с этим можно выделить следующие направления патриотического воспитания: 1. историческое, которое осуществляется в процессе формирования ценностного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, осознание гордости, ответственности за свою страну. В патриотическом становлении личности ведущее место занимает историческая память, которая развивает и укрепляет чувство любви к Родине. К мероприятиям данной группы можно отнести создание Книги Памяти, музейных экспозиций патриотической направленности, участие в гражданско – патриотическом движении «Бессмертный полк», сохранение памятников истории, изучение природы родного края, его исторического прошлого; 2. спортивно – патриотическое направление, позволяющее воспитать патриотизм путем приобщения к спорту, здоровому образу жизни с помощью проведения военно – спортивных игр, среди которых наиболее популярны «Зарница» и «Орленок», а также учебно – полевых сборов. Важная роль в этой работе отводится военно – патриотическим клубам, которые воспитывают готовность служить интересам Родины, ставить их выше своих собственных; 3. политико – правовое, которое предполагает законопослушание, политическую активность, понимание задач, стоящих перед государством. Воспитательные мероприятия здесь направлены на формирование элементарных знаний о своей стране через организацию работы по изучению символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, а также проведения тематических бесед и дидактических игр; 4. творческое направление. Развитие интереса к творческой патриотической деятельности осуществляется путем организации фестивалей песен, конкурсов сочинений, стихов и плакатов ко Дню Победы, подготовки 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru газет, стендов, рисунков, участия в кружках и секциях патриотической направленности; 5. гражданско – патриотическое направление. Гражданственность как интегративное качество личности определяется чувством долга и ответственности перед Родиной, дисциплинированностью, стремлением к мирному, свободному существованию, осознанием своих прав, обязанностей и стремлением действовать на пользу государству руководствуясь ими [2, c. 15]. Она зависит от уровня политической, правовой и нравственной культуры. Гражданско – патриотическое воспитание реализуется посредством юнармейских движений, встреч с людьми военных профессий и представителями органов внутренних дел, взаимодействия с ветеранскими общественными организациями, волонтерской патриотической деятельности. Однако недостаточно, чтобы эта деятельность была общественно полезна, важно, чтобы она вызывала положительное эмоциональное состояние ребенка, проникла в сферу его чувств и переживаний. Пока она не стала его внутренней необходимостью школьник действует без особого горения и активности. Ребенок должен осознавать потребность в этой деятельности и тогда его внутренний мир начнет перестраиваться, а сам он сможет в полной мере воспринимать идеи патриотизма; 6. национальное, позволяющее раскрыть учащимся значения понятий «нация» и «этнос», сформировать национальное самосознание, гордость за свою культуру, язык, традиции, понять и сохранить уникальность, величие, могущество народа и не допустить исчезновения русского этноса с исторической арены. Осуществить воспитательную работу в этом направлении возможно при помощи организации поисково – краеведческой деятельности, изучения русского языка, истории, географии, литературы родного края. Важно, чтобы знания, приобретенные при изучении одного предмета, встраивались в ранее полученные сведения. Тогда они не потеряют своего значения, а учащиеся, изучая разные предметы, смогут систематизировать знания, что позволит создать целостное восприятие учебного материала; 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 7. интернациональное, осуществляющее формирование чувств единства, дружбы, равенства, толерантного отношения к людям другой национальности. Оно противопоставлено национализму, геноциду и расизму. Основным мероприятием, развивающим культуру межнационального общения, является изучение иностранных языков, раскрывающих историю, традиции и обычаи народов других стран [3, c. 150]. Таким образом, воспитание патриота возможно только при помощи интеграции различных видов деятельности. Усвоенные учащимися знания находятся в постоянном движении, перестраиваются, соотносятся с другими знаниями, входят в общую систему взглядов. Система патриотического воспитания должна носить непрерывный, междисциплинарный характер, который предполагает самые разнообразные методы, средства и формы воспитательной работы. Многие из них на определенных этапах деятельности могут использоваться более или менее изолированно, но только гармоничное их взаимодействие позволит обеспечить целостный педагогический процесс. Список литературы: 1. Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраст». Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2010. 191 с. 2. Бударина Л.Н., Горчакова Т.В., Коростелева Т.В. В жизни всегда есть место подвигу. Программа по патриотическому воспитанию. Томск: Твердыня, 2016. 37 с. 3. Буткевич В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность. Минск.: Национальный ин-т образования, 2010. 207 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 5 https://tribune-scientists.ru