- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Ануфриева Е.В., Лучкова И.Ю.
PDF файл статьиУДК 796 Ануфриева Евгения Васильевна студентка 5 курса Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, г. Калининград е-mail: triangle2410@gmail.com Лучкова Ирина Юрьевна старший преподаватель кафедры физической культуры Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, г. Калининград е-mail: Lu.rina@mail.ru ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Аннотация: В статье рассматриваются принцип и особенности формирования самооценки личности студентов, обучающихся по состоянию здоровья в специальной медицинской группе в процессе занятий физической культурой. Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, здоровье, заболевание, качество жизни, вредные привычки, личность, самооценка, ограничения по состоянию здоровья, специальная медицинская группа. Anufrieva Evgenia Vasilievna 5th year student Western branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Russia, Kaliningrad Luchkova Irina Yuryevna senior lecturer, Department of Physical Education Western branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Russia, Kaliningrad FORMATION OF SELF-ASSESSMENT OF PERSONALITY OF STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP IN THE PROCESS OF PERFORMANCE OF PHYSICAL CULTURE Abstract: The article discusses the principle and features of the formation of self-esteem of the personality of students studying for health reasons in a special medical group in the process of physical education. Keywords: physical culture, physical education, health, disease, quality of life, bad habits, personality, self-esteem, health restrictions, special medical group. В современном, насыщенном ролью информации мире, важное место занимает психологическое состояние здоровья человека, которое непосредственным образом формирует образ жизни человека и его личность. Для анализа и исследования избранной темы важно в начале раскрыть психологический аспект изучаемого вопроса, а в последствии конкретизировать функции и значение всеобщей системы образования и в частности системы физического воспитания. При вышеуказанных обстоятельствах, важно не только физическое и моральное состояния организма, а еще и психическое. В связи с этим тенденция к ухудшению здоровья студентов определяет собой необходимость сохранения и укрепления здоровья студентов в одной из основных областей, стоящих перед образованием в России [1]. В то же время наиболее уязвимы учащиеся, сталкивающиеся с трудностями в обучении, повышением уровня обучения, снижением физической активности и многими трудностями в решении социальных и межличностных проблем. Поэтому спорт и физическая культура стали для этой категории учащихся наиболее важным средством укрепления здоровья. Ведь здоровье является естественной и биологической основой формирования личности, эффективным средством выполнения академической работы, а также научного и профессионального мастерства. Самооценка интерпретируется как формирование личности, которая непосредственно участвует в регуляции поведения и деятельности человека и рассматривается как автономная характеристика личности, основные компоненты которой формируются при активном участии самой личности, отражая оригинальность ее внутреннего мира. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru А под влиянием самооценки студентов, в зависимости от направления, личности и способностей, у этих учащихся будут развиваться правильные или неправильные установки, в результате чего самооценка студента может стать стимулом и фундаментом становления личности, либо фактором, сдерживающим развитие личности. У студентов, особенно тех, которые по состоянию здоровья вынуждены заниматься в специальных медицинских группах, есть много функций, важных для организации физического воспитания. Часто это занижение их самооценки в плане своих физических способностей и отсутствие положительного опыта. При обучении в среднем общеобразовательном учреждении и после окончания школы этот стереотип поведения переносится и на период обучения в высшем учебном заведении [2]. И здесь уже важно педагогу высшей школы вовремя заметить заниженную самооценку учащегося и направить его физическое и психологическое развитие в нужное русло. Формирование мотивирующего отношения к физической культуре направлено на то, чтобы студенты рассматривали здоровье как ценностную ориентацию. Спорт и физическая активность включают формирование не только физических качеств, но и личностных, таких как стремление, быть в обществе, умение работать в команде, смелость брать на себя ответственность, отказ от вредных привычек, принятие эстетических ценностей, ведение этического уровня жизни и многое другое. Во время проведения практических занятий по физической культуре в специальных медицинских группах (СМГ) задача преподавателя состоит в том, чтобы должным образом мотивировать учащихся на посещение регулярных занятий, выполнение адаптивной нагрузки и, самое главное, на желание поддерживать состояние своего здоровья на должном уровне [3]. Тем не менее, для получения качественных результатов, помимо мотивации, учащиеся должны полностью понимать важность активных занятий спортом - знание регулярности занятий, правильное выполнение всех Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 3 физических упражнений, корректирующая гимнастика и оздоровительные мероприятия. При этом в рамках исследования самосознания ведущую роль играет самооценка. Самооценка является ядром этого процесса, это уровень индивидуального развития, а личностные показатели включаются в процесс самопознания. Самооценка связана с оценочной функцией самопознания, которая поглощает специфику эмоционально-ценностного отношения индивида к себе и своему собственному пониманию. Люди с различными заболеваниями поступают в вузы со здоровыми студентами. Во время медицинских осмотров их обычно направляют в специальные медицинские группы. Распределение учащихся России по медецинским группам в 2019 году 4% 8% 14% Освобождение от ФК СМГ Подготовительная группа Основная медецинская группа 74% Рисунок 1 - Распределение учащихся по СМГ в 2019 году Важно указать следующий момент, что распределение по медицинским группам студентов с отклонениями в состоянии здоровья должно производиться при участии преподавателя по физической культуре и медицинского работника учебного заведения, либо участкового терапевта. По результатам медицинского обследования студентов распределяют на нескольких групп: 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru -Основная медицинская группа; -Подготовительная медицинская группа; -Специальная медицинская группа; -Группа освобождённых. В связи с этим возникло несколько важных теоретических и практических вопросов [4]: 1) как сформировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой у студентов специальных медицинских групп; 2) как организовать физические нагрузки для этой категории студентов, чтобы улучшить состояние здоровья; 3) как обеспечить учебный процесс всем необходимым, чтобы эта деятельность имела для учащихся наиболее полное и эффективное значение: высокий лечебный эффект, положительное влияние на нравственную и эстетическую культуру; 4) как найти индивидуальный подход к каждому студенту. Из-за образовательной среды, в случае различных отклонений в состоянии здоровья как следствие постепенного недостатка физической активности, ежегодное увеличение числа студентов с отклонениями в состоянии здоровья требует специальной отдельной учебной программы. В настоящее время каждое высшее учебное заведение разрабатывает и корректирует такие программы с учетом потребности практически каждого учащегося. При этом важно уделять не малое внимание оптимизации учебного процесса. Отсутствие процесса оптимизации в занятиях по физическому воспитанию приводит к потере базовых основ, особенно ценностной ориентации, мотивации, знаний, навыков, навыков для поддержания собственного здоровья и нейтрализации негативных последствий болезни для социальной адаптации людей в своей будущей профессиональной деятельности. Экспериментальные результаты обучения по изучению самооценки студентов СМГ в процессе физического воспитания показывают, что Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 5 разработанные программы, основанные на реализации предложенных условий обучения, в которых содержание и организация образовательного процесса предназначены для установления достаточной самооценки и всестороннего развития качеств по адаптивной физической культуре. При этом увеличение числа учащихся с соответствующим уровнем здоровья в группах СМГ, участвующих в спорте, и их самооценка здоровья и личности недооценивается из-за объективной оценки их способности выполнять конкретные действия и способности соотносить полученные результаты с требованиями, которые предоставляться студентам, обучающимся адаптивной физической культуре в специальных медицинских группах. Исследование уровня самооценки в процессе физического развития и физической подготовленности студентов вуза, в котором участвовали 228 студенток в возрасте от 18 до 22 лет, проведено на кафедре физического воспитания в Московском государственном университете. Перед раскрытием результатов анализа важно указать, что данные этого исследования взяты из общедоступных интернет источников и электронных библиотек. Далее необходимо указать, что все испытуемые по состоянию здоровья на основании медицинского заключения относились к специальной медицинской группе и занимались в группах ЛФК. В результате опроса установлено, что 95,6% занимающихся студенток были освобождены от уроков физического воспитания в общеобразовательной школе, из них: 7,06% были переведены в специальные медицинские группы в семь лет, с начала обучения в школе; 11,4% – в десятилетнем возрасте; 26,6% – в 14 лет; 50,0% – при поступлении в ВУЗ. В свою очередь анализ литературы по психологии, педагогике и существующих исследований по этой теме показывает, что самооценка образования признана необходимым навыком для профессионалов, поскольку она позволяет вам наиболее эффективно и в полной мере реализовать себя и свою способность обеспечивать личностное развитие и самосовершенствование. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 6 Процесс развития способствует творческой профессиональной деятельности для достижения максимальной эффективности и результативности этой цели. Согласно результатам исследования, можно сделать вывод, что самооценка влияет на обучение в университете, но также влияют и другие факторы, такие как: посещаемость, отношения с учителями и психологическая атмосфера в группе. Изучение влияния этих факторов обеспечивает основу для дальнейших исследований. Список литературы: 1.Рубанович В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой: учебное пособие. М.: Издательство Юрайт, 2020. 253 с. 2. Муллер А.Б. Физическая культура: учебник и практикум для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт, 2020. 424 с. 3. Бегидова Т.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт, 2020. 191 с. 4. Диянова З.В. Общая психология. Личность и мотивация. Практикум: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020. 139 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 7