- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2025"
Автор(ы) статьи: Рукасова К.С.
PDF файл статьи
УДК 316.612 Рукасова Карина Сергеевна, студентка 3 курса магистратуры, институт общественных наук и массовых коммуникаций Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород e-mail: 1254921@bsuedu.ru Научный руководитель: Подпоринова Н.Н., кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, г. Белгород РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ Аннотация: В статье раскрываются особенности развития социальной компетентности студентов с инвалидностью в вузе. Автор отмечает, что большое значение в развитии социальной компетентности студентов имеет среда вуза, выступающая условием удовлетворения потребности в развитии компетенций, необходимых для успешной адаптации в вузе, обучения и эффективного социального взаимодействия. Ключевые слова: студенты с инвалидностью, социальная среда, социальная адаптация, социальная компетентность, социальные компетенции, развитие социальной компетентности. Rukasova Karina Sergeevna, 3rd-year master student, Institute of Social Sciences and Mass Communications Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod Scientific adviser: Podporinova N.N., candidate of sociological sciences, associate professor, associate professor at the department of social work, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE UNIVERSITY ENVIRONMENT 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article reveals the features of the development of social competence among students with disabilities in higher education institutions. The author notes that the university environment plays a significant role in the development of students' social competence, serving as a condition for meeting the need to develop competencies necessary for successful adaptation at the university, learning and effective social interaction. Key words: students with disabilities, social environment, social adaptation, social competence, social competencies, development of social competence. Для студентов с инвалидностью проблема развития социально значимых для адаптации, интеграции в общество качеств имеет особое значение, поэтому вопрос о необходимости развития их социальной компетентности стоит достаточно остро. Под социальной компетентностью студента с инвалидностью мы понимаем интегральную характеристику личности, основанную на системе знаний о социальной действительности и себе, отражающую способность к конструктивной, преобразующей активности во взаимодействии с социальным окружением в соответствии с принятыми нормами и ценностями и способствующую успешной адаптации студента в вузе. Социальная компетентность проявляется в высоком уровне развития так называемых «гибких навыков», не связанных с конкретной деятельностью, владение которыми позволяет повысить любые социальные взаимодействия. Гибкие навыки тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоорганизация), способностью к конструктивным социальным взаимодействиям (умение слушать и слышать, адекватно воспринимать себя и собеседника, эмоциональный интеллект, способность работать в команде), а также управленческими способностями (управление временем, саморегуляция, умение конструктивно разрешать межличностные конфликты) [2, с. 128]. Развитие социальной компетентности возможно через включение студента с инвалидностью в многообразные системы социальных связей и отношений в вузе, обеспечивающие накопление позитивного опыта в различных ситуациях 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru социального взаимодействия, успешность в общении, в проектировании своего социального функционирования [1, с. 160]. Большое значение в развитии социальной компетентности студентов имеет среда высшего учебного заведения, выступающая условием удовлетворения потребности в развитии компетенций, необходимых для успешной адаптации в вузе, обучения и эффективного социального взаимодействия. Социальная среда вуза включает в себя материально-техническое оснащение (организация социального пространства, технические средства, дидактические и методические материалы), создание социально-педагогических и социально- психологических условий (как основы для активного межличностного взаимодействия с обучающимися и преподавателями, усвоения моральных норм, становления личности, развития социально значимых качеств личности). Значительным потенциалом в развитии социальной компетентности студентов обладают различные формы воспитательной работы, соответствующие их интересам и актуализирующие субъектную позицию в освоении различных социальных ролей в ситуациях социального взаимодействия. Эффективными методами развития социальной компетентности студентов с инвалидностью являются наставничество, коммуникативные, имитационно-игровые, тренинговые технологии, образовательные программы и проекты, деловые игры, презентации и др.). Таким образом, развитие социальной компетентности студентов с инвалидностью в вузе требует создания определенных условий, а также организации системной комплексной работы субъектов, осуществляющих социально-воспитательную деятельность, представителей студенческого сообщества, студенческой психологической службы вуза, предполагающей включение студентов в социальную жизнь вуза, вовлечение в общественно значимую коллективную деятельность, организацию участия в социальных практиках с целью освоения различных социальных ролей, овладения опытом конструктивного межличностного взаимодействия, активизации их субъектной Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 3 позиции, формирования необходимых социальных компетенций для успешной адаптации в вузе и дальнейшей профессиональной деятельности. Cписок литературы: 1. Блинова А.В. О роли социальной компетентности студентов в обеспечении качества профессионального образования // Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога: Материалы исследований, поиска и опыта работы по актуальным вопросам развития системы профессионального образования (по итогам работы региональной научно-практической конференции), Санкт-Петербург, 04 июня 2019 года. – Санкт-Петербург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования», 2019. С. 159-167. 2. Гридасова А.В. Развитие soft skills (социальных навыков) как необходимое условие воспитания инновационной личности // Гуманитарные и социальные науки. 2023. № 4. C. 128-134. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 4