- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОВРЕМЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2025"
Автор(ы) статьи: Шолдрова В.В.
PDF файл статьи
УДК 332.1 Шолдрова Виктория Витальевна студентка Чувашский государственный аграрный университет Россия, г. Чебоксары e-mail: finance509@cap.ru СОВРЕМЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются содержание и принципы формирования финансовой политики региона на современном этапе. Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. Ключевые слова: финансовая политика, региональная финансовая политика, финансовая самообеспеченность региона, консолидированный бюджет региона, межбюджетные отношения. Sholdrova Victoria Vitalievna student Chuvash State Agrarian University Russia, Cheboksary MODERN REGIONAL FINANCIAL POLICY: CONTENT AND PRINCIPLES OF FORMATION Abstract: The article discusses the content and principles of the formation of the financial policy of the region at the present stage. The existence of a rational financial policy of the subjects of the Russian Federation is a positive factor in the development of the state's economy and, conversely, its absence hinders the development of the economy, both of a particular region and of the country as a whole. Key words: financial policy, regional financial policy, financial self-sufficiency of the region, consolidated budget of the region, inter-budgetary relations. Эффективность и прогресс экономической системы каждой страны тесно связаны с возможностями государственных и региональных властных структур выполнять возложенные на них задачи по поддержанию экономического равновесия, защите страны, развитию общественного сектора и улучшению качества жизни граждан [1-4]. Для выполнения этих задач критически важно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 1 создать финансовую основу для деятельности властей, управлять финансовыми связями в обществе и разработать финансовую стратегию, соответствующую целям экономического прогресса. При смене экономических приоритетов возникает потребность в адаптации финансовых связей в различных отраслях и секторах экономики, пересмотре источников финансирования и методов их применения. В таких условиях правительство разрабатывает соответствующую региональную финансовую политику. Региональная финансовая политика, являясь элементом общей экономической стратегии государства, объединяет бюджетные, налоговые и другие финансовые инструменты, а также институты государственного управления финансами, которые по закону наделены полномочиями по сбору и распределению финансовых средств страны в соответствии с долгосрочными и краткосрочными экономическими целями. Важно отметить, что эффективность региональной финансовой политики достигается через тесное взаимодействие финансовых инструментов и государственных финансовых учреждений, таких как Министерство финансов и другие регулирующие органы. Это взаимодействие обеспечивает жизнеспособность любого финансового инструмента в экономике страны, благодаря разработке методик его эффективного использования в рамках государственных финансовых организаций. Ключевой аспект определения региональной финансовой политики заключается в ее целенаправленности как неотъемлемой части экономической стратегии, что предполагает наличие прямой связи между любым финансовым инструментом, будь то бюджет, налоги или льготы, и общими экономическими целями и социальными задачами. Структура региональной финансовой политики включает в себя: − разработку обоснованных научных подходов к развитию финансов; − определение ключевых направлений распределения финансов на долгосрочную и текущую перспективы; − выработку конкретных методик достижения этих направлений. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru На данный момент задачей региональной финансовой политики является повышение бюджетного обеспечения жителей регионов, увеличение доходов на душу населения и достижение социальных стандартов жизни. В этом контексте особенно важна координация социальных стандартов как на региональном, так и на федеральном уровне. Однако установление таких стандартов не может быть однозначным для всех регионов из-за различий в климатических условиях и других локальных особенностях, например, между Краснодарским краем и Мурманской областью. С другой стороны, ориентация только на региональное установление социальных стандартов может привести к значительным различиям между регионами. Также существует риск, что богатые регионы, устанавливая высокие стандарты жизни, могут ограничить перечисления средств в федеральный бюджет. Властные структуры на региональном и муниципальном уровнях формируют свою финансовую стратегию, принимая во внимание стратегические цели и задачи, определенные на федеральном уровне Российской Федерации. Реализация финансовой стратегии в пределах региона включает в себя несколько ключевых направлений: − обеспечение достаточного объема доходов бюджета через осуществление продуманной налоговой политики; − эффективное распределение и использование собранных средств; − разработка и внедрение политики в области страхования; − создание условий для развития регионального рынка ценных бумаг. Кроме того, важными сферами деятельности являются инвестиционная и социальная политика. Учитывая, что федеральная финансовая политика играет доминирующую роль по отношению к политике, разрабатываемой на уровне субъектов РФ, особое внимание уделяется анализу ее основных аспектов в текущем контексте. Бюджетная стратегия является центральным элементом финансовой политики, поскольку она задает основные принципы и условия для Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 3 формирования доходной базы бюджета, распределения бюджетных средств и управления межбюджетными отношениями. Это направление оказывает прямое влияние на объем и структуру финансовых ресурсов, которые государство централизует, и определяет как текущие приоритеты расходования бюджетных средств, так и стратегические направления их использования для стимулирования экономического и социального развития. Бюджетная политика также способствует формированию отношений между экономическими субъектами и государством в контексте налоговой политики, государственных инвестиций и поддержки ключевых отраслей. Цели и задачи бюджетной стратегии на текущий год и на перспективу устанавливаются в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию. Стратегия финансового развития региона должна быть согласована с ключевыми федеральными концепциями и программами, направленными на: − улучшение инвестиционного климата путем минимизации финансовых рисков; − развитие региональных финансовых рынков, включая кредитный рынок и рынок ценных бумаг; − обеспечение сбалансированности консолидированных бюджетов всех уровней; − финансирование программ развития как на уровне области, так и на муниципальном уровне; − повышение уровня финансовой независимости региона; − исполнение финансовых обязательств. Долгосрочное финансовое планирование основывается на прогнозах развития экономики, налоговой политики, межбюджетных отношений и будущих финансовых потребностей региона. Стратегия финансового управления регионом стремится к максимально эффективному использованию собственных доходов, привлечению заемных 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru средств и получению трансфертов из федерального бюджета с целью повышения качества жизни жителей и достижения самодостаточности региона. Региональная финансовая политика формируется исходя из нижеприведенных принципов [5, с. 124]. Принцип научной обоснованности региональной финансовой политики связан с уникальной ролью каждого звена региональной финансовой системы: первичностью финансов реального сектора экономики региона, как источника его финансовых ресурсов, и определяющей ролью бюджетной системы региона, как эффективного регулятора всех финансовых потоков и отношений в регионе в интересах общественных ожиданий. Данный принцип составляет концептуальную основу разработанного критерия экономико-бюджетной мощности региональной системы. Принцип адекватности обеспечивает главное назначение и проявление региональной финансовой политики в виде регулирования региональных финансов органами власти региона (органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления) и самого развития системы финансов региональных органов власти, что очевидно присутствует в предложенном подходе к формированию содержания современной региональной финансовой политики. Принцип социальной направленности региональной финансовой политики обусловлен закреплением обязательств социального государства в Конституции Российской Федерации и призван гарантировать гражданам и социальным группам равные возможности в получении работы, доходов и общественных благ независимо от места проживания. Принцип поступательности развития связан с объективной последовательностью и поступательностью процесса развития региональной многоуровневой системы, что выражается в несовпадении по времени увеличения финансовых ресурсов в разных звеньях региональной финансовой системы. «Форсирование» органами власти и управления региона прироста налоговых платежей в региональную бюджетную систему может отразиться на Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 5 замедлении темпов экономического развития. Последовательность экономического развития региона, увеличения его налогового потенциала, приращения доходов бюджета учтена в критерии экономико-бюджетной мощности региональной многоуровневой системы. Принцип баланса интересов определен необходимостью устойчивости и взвешенности региональной финансовой политики (как и любой другой политики). Учет интересов всех участников финансовых отношений в регионе – через создание условий для развития бизнеса, гарантии равного доступа граждан к общественным благам, сбалансированность регионального и каждого местного бюджета – обеспечивает соблюдение в предложенной модели региональной финансовой политики баланса различных интересов. Принцип финансовой самообеспеченности обусловлен обязательной направленностью региональной финансовой политики на повышение финансовой самообеспеченности региона, реально возможного за счет создания и увеличения соответствующей экономической основы. Наращивание экономико-бюджетной мощности региональной системы при сбалансированности экономики всего региона и всех звеньев региональной бюджетной системы формирует потенциал саморазвития региона и муниципальных образований, обеспечивает самодостаточность региональной многоуровневой системы. Таким образом, финансовая политика региона является базой осуществления его экономической политики и основой повышения качества жизни населения – главной цели любой государственной политики. Основной целью финансовой региональной политики является финансовое обеспечение выполнения текущих государственных и муниципальных обязательств и задач региона в сочетании с финансовым обеспечением среднесрочных и долгосрочных программ развития региона. Список литературы: 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 1. Хашир Б.О. Финансовая политика региона: анализ и перспективы. Краснодар: Индивидуальный предприниматель Кабанов Виктор Болеславович (Издательство «Новация»), 2023. 144 с. 2. Стовба Е.В., Габдулхаков Р.Б., Иванов С.Е. [и др.] Современная финансовая политика региона как фактор развития человеческого капитала (на примере Республики Башкортостан) // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 9. С. 107-115. 3. Васильев Г.В. Финансовая политика, как инструмент обеспечения устойчивого развития региона // Юридическая мысль. 2021. № 4(124). С. 24-39. 4. Шалимов И.В. Финансовая политика как основа достижения финансовой безопасности региона и государства // Механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства: Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции, Дагестанский государственный технический университет, 20–21 сентября 2023 года. Махачкала: Дагестанский государственный технический университет, 2023. С. 589-593. 5. Региональные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / под редакцией Л. Л. Игониной. М.: Издательство Юрайт, 2024. 581 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 7