- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2024"
Автор(ы) статьи: Доренская Т.О.
PDF файл статьиУДК 342.9 Доренская Татьяна Олеговна студент 2 курса магистратуры, юридический факультет Московская Финансово-Юридическая Академия (МФЮА) Россия, г. Калининград e-mail: maksul-85@mail.ru Научный руководитель: Панькина И.Ю., кандидат юридических наук, доцент, Московская Финансово-Юридическая Академия (МФЮА), Россия, г. Калининград ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Аннотация: В статье определяются некоторые проблемы административного законодательства, устанавливающего ответственность за правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, а также предлагаются меры по его совершенствованию. Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, административная ответственность, административное правонарушение, санкция, административный штраф. Dorenskaya Tatyana Olegovna 2nd year master student, Faculty of Law Moscow Academy of Finance and Law (MFUA), Russia, Kaliningrad Scientific adviser: Pankina I.J., candidate of legal sciences, associate professor, Moscow Academy of Finance and Law (MFUA), Russia, Kaliningrad PROBLEMS OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES IN THE FIELD OF PUBLIC ORDER AND PUBLIC SAFETY Abstract: The article identifies some problems of administrative legislation that establishes responsibility for offenses in the field of public order and public safety, and suggests measures to improve it. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2024 https://tribune-scientists.ru Key words: public order, public safety, administrative responsibility, administrative offense, sanction, administrative fine. Тема охраны и обеспечения общественной безопасности и общественного порядка всегда была и остается актуальной во все времена. Статистика противоправных действий в сфере общественного порядка и общественной безопасности свидетельствует, что количество административных правонарушений доминирует среди них: в 2022 году в Российской Федерации было совершено 3 107 247 правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность [1]. Принятый в 2001 году Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях [2] (далее – КоАП РФ) закрепил основы административной ответственности за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. В Главу 20 КоАП РФ, содержащую 44 статьи и объединяющую таким образом более четырех десятков правонарушений, входят такие, как мелкое хулиганство, возбуждение ненависти либо вражды, нарушение требований пожарной безопасности, блокирование транспортных коммуникаций и другие. Все они объединены общими чертами, выражающимися в схожести элементов юридической характеристики. При этом совершение каждого правонарушения, согласно закрепленным в КоАП РФ нормам, несет за собой ответственность, выражающуюся в применении санкций. Особенностями административной ответственности за совершенные правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности являются субъектная и объектная характеристики самих этих правонарушений. Так, субъектами могут выступать как граждане, так и должностные лица, а также юридические лица. Объектом изучаемой категории правонарушений являются общественная безопасность и общественный порядок. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2024 https://tribune-scientists.ru 2 КоАП РФ предусмотрены различные меры административной ответственности за правонарушения в области общественной безопасности и общественного порядка, схематично представленные на рисунке 1. Среди них наиболее часто применяются административный штраф, административный арест, конфискация орудия совершенного административного правонарушения. административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы Рисунок 1 – Меры административной ответственности за правонарушения в области общественной безопасности и общественного порядка Следует отметить, что не все виды нарушений общественного порядка и общественной безопасности нашли свое отражение в КоАП РФ. Остались некоторые нормы, прописанные только в региональном законодательстве. К таковым можно отнести: - нарушение правил использования водных объектов общего пользования; - выход на лед водных объектов в запрещенный период и выезд на лед на транспортных средствах; - купание в запрещенных для этого местах; - нарушение тишины и покоя граждан и др. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2024 https://tribune-scientists.ru Последнее из упомянутых правонарушений – одно из самых часто совершаемых, беспокоящих граждан. Нормы об ответственности за нарушение тишины и покоя присутствуют во всех соответствующих региональных законах, однако до сих отсутствует принятый на федеральном уровне нормативный акт, который бы регулировал данный вопрос. При этом анализ регионального законодательства приводит к выводу о том, что в разных регионах определение ночного времени, времени отдыха и санкций за нарушение тишины и покоя граждан разнятся, вследствие чего происходит ситуация неравного правового положения граждан, обусловленного принадлежностью к тому или иному региону. В таблице 1 сделано сравнение по регионам, входящим в Северо-Западный федеральный округ (далее – СЗФО). Таблица построена на основе региональных нормативных актов г. Санкт-Петербурга, Вологодской области, Калининградской области, Новгородской области. Таблица 1 – Административная ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в регионах СЗФО Регион Определение ночного Административная ответственность за времени нарушение г. Санкт- 1. По умолчанию: 22:00 до - для граждан от 500 до 5000 рублей; - Петербург [3] 8:00 следующего дня. для должностных лиц - от 25000 до 2. В выходные, праздничные 50000 рублей; дни: 22.00 до 12.00 - для юридических лиц - от 50000 до следующего дня. 200000 рублей. 3. Исключений или дополнений про обеспечение тишины в обеденное время нет. Вологодская 1. По умолчанию: с 22.00 до - предупреждение; - для граждан от 500 до 2000 руб., при 07.00 следующего дня. область [4; 5] 2. Исключений или повторном нарушении в течение года – дополнений про выходные, от 2000 до 3000 руб.; праздничные дни, - для должностных лиц от 2000 до 5000 руб., при повторном нарушении в обеспечение тишины в обеденное время нет. течение года – от 5000 до 10000 руб.; - для юридических лиц от 5000 до 10000 руб., при повторном нарушении в течение года – от 10000 до 20000 руб. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2024 https://tribune-scientists.ru 1. По умолчанию: с 22.00 до - для граждан от 2000 до 5000 руб., при Калининградск 8.00 следующего дня. повторном нарушении в течение года – ая область [6] 2. Для ремонтных, от 3000 до 5000 руб.; строительных и пр. работ: с - для должностных лиц от 10000 до 19.00 до 8.00 следующего 50000 руб., при повторном нарушении в дня. течение года – от 20000 до 50000 руб.; 3. Исключений или - для юридических лиц от 100000 до дополнений про выходные, 300000 руб., при повторном нарушении праздничные дни, в течение года – от 400000 до 800000 обеспечение тишины в руб. обеденное время нет. 1. По умолчанию: 22:00 до - для граждан от 1000 до 1500 рублей; - Новгородская 8:00 следующего дня. для должностных лиц и область [7] индивидуальных предпринимателей - 2. В выходные, праздничные дни: 22.00 до 10.00 30000 рублей; следующего дня. - для юридических лиц – 50000 рублей. 3. Дополнительно: с 13.00 до 15.00 часов в будние дни. Как можно сделать вывод из представленной выше таблицы, во всех регионах «время тишины» начинается в 22.00, но заканчивается оно в каких-то в 7 утра следующего дня, в каких-то в 8 утра. В некоторых регионах есть дополнительные часы тишины в выходные и праздничные дни, а также в обеденное время, но не во всех. Что касается санкций за правонарушение в области покоя и тишины, то в основном предусмотрен административный штраф, размер которого сильно варьируется, и между регионами может отличаться в 10 раз. Таким образом, можно констатировать такую правовую ситуацию, при которой лица, совершившие тождественные по смыслу административные правонарушения, привлекаются к различным по степени суровости административным наказаниям. Для приведения регионального законодательства к единому «знаменателю» необходимо выработать единые нормы, регулирующие проблему обеспечения тишины и покоя в ночное время, на федеральном уровне (федеральный закон), а также дополнить КоАП РФ статьей 20.36 «Нарушение тишины и покоя граждан». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2024 https://tribune-scientists.ru 5 Еще одной проблемой административного законодательства, регулирующего ответственность за правонарушения в области общественной безопасности и общественного порядка, является недостаточная степень строгости норм в отношении некоторых составов правонарушений. Согласно статистике последних лет, предоставленной Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, по объему поступивших в суды дел лидируют нарушения, предусмотренные ст. 20.1 и 18.8 КоАП. Статья 20.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за мелкое хулиганство. Она предусматривает штраф от 500 руб. до 1000 руб., в некоторых случаях – административный арест на срок до пятнадцати суток. Ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за распространение в информационных сетях, в том числе, путем Интернета, оскорбляющей и неприличной информации, штраф за это правонарушение значительно выше – от 30000 руб. до 100000 руб., при этом предусмотрено наказание за повторное правонарушение, влекущее более серьезные последствия. Однако, основная масса правонарушений, которые определяются как мелкое хулиганство, совершаются именно по ч. 1 и ч. 2 указанной выше статьи, а такие низкие штрафы не помогают избежать повторных нарушений закона. В связи с этим предлагается дополнить ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» положениями об административной ответственности за повторное нарушение закона, а также ужесточить наказание, а именно увеличить размер административного штрафа за совершение мелкого хулиганства по ч. 1 и ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ. Таким образом, по результатам проведенного исследования были выделены следующие проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности: – неравенство правового положения граждан, обусловленное принадлежностью к тому или иному региону, при привлечении к административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2024 https://tribune-scientists.ru 6 – недостаточно строгая административная ответственность за мелкое хулиганство. Было предложено внесение изменений в законодательство, затрагивающее область обеспечения общественной безопасности и общественного порядка: – выработать единые нормы, регулирующие проблему обеспечения тишины и покоя в ночное время, на федеральном уровне (федеральный закон), а также дополнить КоАП РФ статьей 20.36 «Нарушение тишины и покоя граждан». – дополнить ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» положениями об административной ответственности за повторное нарушение закона, а также ужесточить наказание, а именно увеличить размер административного штрафа за совершение мелкого хулиганства по ч. 1 и ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ. Cписок литературы: 1. Судебная статистика по административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://stat.апи- пресс.рф/stats/adm/t/31/s/80 (дата обращения 16.05.2024 г.). 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/891831166 (дата обращения 16.05.2024 г.). 4. Закон Вологодской области от 28.01.2013 № 2973-ОЗ «Об обеспечении покоя граждан и тишины в ночное время в Вологодской области». [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/453372795 (дата обращения 16.05.2024 г.). 5. Закон Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области». [Электронный Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2024 https://tribune-scientists.ru 7 ресурс] // Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/895282822 (дата обращения 16.05.2024 г.). 6. Закон Калининградской области от 12.05.2008 № 244 «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях». [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/819049842 (дата обращения 16.05.2024 г.). 7. Закон Новгородской области от 01.02.2016 № 914-ОЗ «Об административных нарушениях» // Информационно-правовая система «Гарант». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2024 https://tribune-scientists.ru 8