- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
Статья опубликована в журнале за "Май 2024"
Автор(ы) статьи: Ольха Д.В.
PDF файл статьиУДК 351.72 Ольха Данила Владимирович студент магистратуры Международный инновационный университет Россия, г. Сочи e-mail: olkha-dv@mail.ru ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК Аннотация: В статье анализируется понятие участника государственных закупок как ключевого аспекта открытой и справедливой конкуренции. Перечислены участники в соответствии с 44-ФЗ, 223-ФЗ и другими нормативными актами. В статье исследуются характерные признаки государственного заказчика как субъекта торгов, правомочного принимать, распределять и принимать ключевые решения об изменении государственного бюджета в соответствии с нормами закона, возложенными на него как на представителя государства. В заключении статьи автор дает обобщенную характеристику о субъектах государственных закупок. Ключевые слова: 44-ФЗ, 223-ФЗ, закупки, аукцион, государственные торги, контрактная система. Olkha Danila Vladimirovich master student International Innovation University Russia, Sochi LEGAL STATUS OF PARTICIPANTS IN THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENTS Abstract: The article analyzes the concept of a participant in public procurement as a key aspect of open and fair competition. Participants are listed in accordance with 44-FZ, 223-FZ and other regulations. The article examines the characteristic features of the state customer as a tendering subject, authorized to accept, distribute and make key decisions on changing the state budget in accordance with the norms of the law entrusted to him as a representative of the state. At the conclusion of the article, the author gives a general description of the subjects of public procurement. Key words: 44-FZ, 223-FZ, procurement, auction, government tenders, contract system. Государственные закупки – правоотношение, которое представляет собой систему, состоящую из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 1 элементов: субъект, объект, содержание правоотношения. Субъекты госзакупок – неотъемлемый элемент исследуемого правоотношения в целом, и каждая из сторон госконтракта в частности. Важным вопросом в структуре правоотношений является правовой статус участников, ведущими из которых являются государственный (муниципальный) заказчик и поставщик. Законодатель, в ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ раскрывает юридическое содержание легальных определений понятий характеризующих субъектов государственных закупок: государственный заказчик, участник закупок [1]. Общим понятием для всех субъектов контрактной системы государственных закупок является понятие «участник закупки», под которым понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно - правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Так в качестве заказчика, делающего закупки, могут выступать различные муниципальные или государственные учреждения. В их числе могут быть бюджетные организации, муниципальные унитарные организации, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные казенные учреждения, различные органы государственной власти и пр. К примеру, таким заказчиком являются Государственные корпорации: по атомной энергии «Росатом», по космической деятельности «Роскосмос», (п. 5 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Такие организации принимают на себя бюджетные обязательства, что влечет обязанность руководствоваться бюджетным законодательством и выступать как субъект Российской Федерации или от ее имени [2, с. 74]. Правовой статус государственного заказчика связан именно с его административно – правовым статусом, где каждый субъект осуществляет закупки в целях выполнения своих полномочий как представителя государства, так и в целях реализации государственной политики и программ развития [3, с. 17-18]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 2 Участие государственного заказчика в отношениях по государственным закупкам обусловлено его административно – правовым статусом. Е.А. Кравцова, в понятие правового статуса государственного органа включает следующие элементы: - виды правовых актов государственных органов; - компетенции государственных органов; - правосубъектность государственных органов; - принципы организации и деятельности государственных органов; - ответственность государственных органов; - цели деятельности государственных органов; - организационно-правовая структура, основы взаимоотношений государственных органов между собой и с другими юридическими и физическими лицами; - порядок формирования государственных органов [4, с. 169]. На основании изложенного, можно сделать вывод, что государственный заказчик как субъект правоотношений, характеризуется следующими признаками: – юридическое лицо, созданное и действующее от имени государства, – обладающее правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью, – осуществляющее госзакупки в целях выполнения полномочий и реализации государственной политики в определенной сфере или отрасли, – имеющее более выгодный статус в государственном контракте. Участниками закупки считаются любые физ. или юр. лица, а также частные предприниматели, согласно п. 4 ст. 3 44-ФЗ. У подрядчиков закупок должны быть регистрационные данные, такие как юридический адрес, ОПФ, место происхождения капитала, вид собственности. П. 4 ст. 3 44-ФЗ определяет следующие признаки участника государственных закупок: 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru – наличие статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя, в том числе самозанятых (физические лица); – участник процедуры зарегистрирован в соответствии с ст. 83 НК РФ [5] о постановке на учет в налоговых органах физических лиц в целях проведения налогового контроля; – участник обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью; - иностранные агенты не могут быть участниками закупки в соответствии с ФЗ № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» [6]. В ст. 31 Федерального закона 44-ФЗ законодатель предусмотрел дополнительные условия соответствия, которые носят императивный характер и влияют на правомочия участников в этих правоотношениях, т.е. правомочность поставщиков в государственных закупках, которая связана с наличием у них правоспособности и дееспособности, то есть наличие потенциальных прав и обязанностей и возможности их реализации при участии в правоотношениях по государственным закупкам. К субъектам предъявляются следующие требования: П. 1 ст. 31 ФЗ-44 прописывает единые требования к участникам закупок. Данные требования применяются ко всем участникам в равной мере без исключений. Дополнительные требования к закупке отдельных товаров, работ и услуг вправе устанавливать только Правительство Российской Федерации и основывается оно, на сложности или специфичности закупаемых услуг. Основными примерами дополнительных требований являются: - опыт участия в качестве поставщика по аналогичным контрактам (прикладывается на самой площадке) - наличие финансовой стабильности предприятия, а именно положительного баланса определенного уровня (положительный бухгалтерский баланс) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 4 - деловая репутация (добросовестная защита честного имени предприятия на весь срок существования юридического лица) - наличие необходимого оборудования для выполнения работ или услуг (количественный или качественный показатель станков, используемых материалов и т.д.) - предоставление лицензий на определенный вид деятельности, разрешенный актами Правительства Российской Федерации. Анализируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: - Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и потенциальный участник закупок, то есть поставщик товаров, работ, услуг. - Каждая из сторон правоотношений по закупкам должна обладать правосубъектностью – правоспособностью и дееспособностью. - На участника закупок в контрактной системе влияет наличие обязательных требований, предусмотренных ст. 31 ФЗ-44 и, регламентирующих единые требования к участникам закупки, которые носят императивный характер. - Предъявляемые законодателем требования к потенциальному участнику государственных закупок, несомненно, не соотносятся с положениями гражданского законодательства о свободе договора, но тем не менее, государство подчеркивает не нарушение гражданского законодательства, а приоритет публичного интереса государства в рамках процесса закупок для государственных нужд. Участие государства в закупках от лица государственных заказчиков проводится с целью приобретения товаров и услуг не только для реализации такой цели, как функционирование государственных и муниципальных структур, но также с целью сдерживания ценовых позиций на основные нужды государства. То есть также является регулятором экономики. Цель участия поставщиков – оказание услуг для получения прибыли. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 22.03.2013 № 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. 2. Юхачев С.П. Коррупция как экономические отношения социума: дис. … д-ра эконом. наук. Тамбов, 2010. 291 с. 3. Коломиец В.В. Надзор за соблюдением заказчиками требований законодательства о контрактной системе при определении поставщиков товаров, работ, услуг // Законность. 2024. № 1. С. 17-18. 4. Тихонова Е.Е Правовой статус участников контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Международный научный журнал ««Актуальные исследования». 2024. № 6. С.169. 5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 14.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 31. 6. Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» от 14.07.2022 № 255-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 6