- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья опубликована в журнале за "Май 2024"
Автор(ы) статьи: Помыткина Е.А.
PDF файл статьиУДК 740 Помыткина Екатерина Александровна студентка 4 курса, Психология и социальная педагогика Томский государственный педагогический университет Россия, г. Томск e-mail: ekaterinnashatalina23@gmail.com СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Аннотация: Социально-педагогическое сопровождение представляет собой вид социального патронажа и является комплексной системой социальный поддержки и психолого-педагогической помощи, которая проводится при помощи поддержки педагогических и социально-педагогических служб. Так же данный вид сопровождения может быть рассмотрен и как процесс взаимодействия между сопровождением и нуждающимися в помощи, и как технология, с помощью которой возможно создание условий для развития личности в семье. Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, социально- педагогические условия, поддержка. Pomytkina Ekaterina Aleksandrovna 4th year student, Psychology and social pedagogy Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk SOCIO-EDUCATIONAL METHODS OF SUPPORTING FAMILIES RAISING CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES Abstract: Socio-pedagogical support is a type of social patronage and is a comprehensive system of social support and psychological and pedagogical assistance, which is carried out with the support of pedagogical and socio-pedagogical services. Also, this type of support can be considered both as a process of interaction between support and those in need of help, and as a technology with the help of which it is possible to create conditions for personal development in the family. Key words: social and pedagogical support, social and pedagogical conditions, support. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 1 Понятие сопровождения близко к понятиям передвижения, помощи человеку в преодолении затруднений. Как правило, под сопровождением рассматривается метод, который создает оптимальные условия для наилучшего выбора и оптимального решения жизненной ситуации для каждого конкретного субъекта и объединение усилий специалистов, которые ведут процесс сопровождения. В этой ситуации субъект рассматривается и как человек, и как система. В России в научный обиход термин «поддержка» введен О.С. Газманом и другими и предусматривает обеспечение педагогической помощи в индивидуальном развитии (саморазвитии), включает ее психологический, социальный и медицинский аспекты в их интеграции. Липский И.А. предполагает, что педагогическое сопровождение развития личности носит комплексный характер, а именно: отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, одновременно выступает во временной, пространственной и институциональной формах, может быть отражено посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик [1]. Обухова Н.Г., считает, что сопровождение – это помощь, осуществляемая в области социальной и психологической поддержки. А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская выделяют педагогическое сопровождение. Отличие этого вида сопровождения заключается в адресной поддержке личности с помощью педагогических систем и совокупности условия [2]. Олиференко Л.Я. считает, что социально-педагогическая поддержка - это оказываемая профессионально подготовленными людьми помощь детям в выявлении, определении и разрешении их проблем в ситуациях нарушения их базовых прав [3]. Битянова М.Р. определяет сопровождение ребенка как «движение вместе с ним, рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути», и выделяет три компонента психолого-педагогического сопровождения: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 2 1) систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития; 2) создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития, работа (развивающие занятия, организация специальной развивающей среды, консультации), методическая помощь педагогам; 3) создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психологического состояния конкретных детей. На данный момент психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как совокупность технологий, направленных на помощь семье в виде особой культуры, с помощью которой возможна поддержка ребенка, его социализация и воспитание и обучение. Специально организованная деятельность, направленная на развитие и становление личности, а также создание благоприятных условий понимается как социально-педагогические условия. Социально-педагогическое сопровождение рассматривается как формирование воспитательного потенциала у семьи и активизация родительской активности путем самообразования. Признаки социально-педагогической активности: – непрерывная направленность на конкретную семью в течении длительного временного отрезка; – гуманистическая направленность; – целостный характер процесса. Социально-педагогическая поддержка помогает семье: - воспринимать ребёнка как равного; - знать и учитывать его слабые и сильные стороны; - установить доверительные отношения внутри семьи; - ценить личные достижения ребенка [2]. Список литературы: 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 1. Карманова Е.В. Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2021. 109 с. 2. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник для академического бакалавриата / под ред. Л. В. Мардахаева. М.: Юрайт, 2019. 343 с. 3. Борисенко Ю.В. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие. Кемерово: КемГУ, 2020. 76 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2024 https://tribune-scientists.ru 4