- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ИНТЕРНЕТ - БУЛЛИНГУ
Статья опубликована в журнале за "Март 2024"
Автор(ы) статьи: Кульбацкая Е.Р.
PDF файл статьиУДК 159.9.07 Кульбацкая Екатерина Романовна Россия, г. Краснодар e-mail: k.kulbackaya@mail.ru ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ИНТЕРНЕТ - БУЛЛИНГУ Аннотация: Статья посвящена острой социальной проблеме, как кибербуллинг – преследование в интернете различными сообщениями, которые могут содержать насмешки, оскорбления, грубые и (или) обидные высказывания. Кибербуллинг (cyberbullying) получил свое название от английских слов cyber – это все, что связано с интернетом, и bullying от слова bull «бык», в данном случае переводится с английского, как травля, приставание. Ключевые слова: кибербуллинг, подростки, интернет, психологические особенности, тревожность, жертва, агрессор. Kulbatskaya Ekaterina Romanovna student Russia, Krasnodar PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS SUBJECTED TO INTERNET BULLYING Abstract: The article is devoted to an acute social problem, such as cyberbullying – harassment on the Internet by various messages that may contain ridicule, insults, rude and (or) offensive statements. Cyberbullying (cyberbullying) got its name from the English words cyber – this is everything connected with the Internet, and bullying from the word bull "bull", in this case translated from English as harassment, molestation. Key words: cyberbullying, teenagers, Internet, psychological features, anxiety, victim, aggressor. Кибербуллинг – важная проблема современного общества. Он появился с развитием технология. Стоит отметить, что Россия входит в десятку стран, в которых происходит кибертравле среди детей подросткового возраста. Исследование Brand Analytics показало, что в России агрессивное поведение в Интернете присуще детям в возрасте от 14 до 19 лет. По показателям «индекса агрессивности», которые были нами получены с помощью методики А. Басса и А. Дарки, подростки, проходящие тестирование, поделились на три группы: 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 1. Агрессивные подростки – 14 девятиклассников (56%) с высоким уровнем агрессивности; 2. Умеренно агрессивные подростки – 9 человек (36%) со средним уровнем агрессивности, то есть индекс агрессивности соответствует норме; 3. Неагрессивные подростки – 2 ученика (2%), у которых уровень агрессивности низки, а индекс агрессивности находится ниже нормы. На основе этого исследования была сформирована картина агрессии подростков в возрасте от 14 до 15 лет. Если обратить внимание на отдельные показатели по половому признаку, то можно выявить, что в этом возрасте мальчики физически становятся менее агрессивны, в отличие от девочек, у которых происходит рост этой формы агрессивности. Снижается у мальчиков в этом возрасте и вербальная агрессия, а вот у девочек этот вид агрессии нарастает. Таким образом, мы можем сделать вывод, что на протяжении данного возраста как обобщенные, так и частные показатели агрессивности меняются в значительной степени. Они могут, как увеличиваться, так и снижаться, а также установили зависимости от пола. У подростков в 14-15 лет становится более выраженный показатель негативизма, повышен показатель вербальной агрессивности. Физическая и косвенная агрессивность находится примерно на том же уровне, значительно ниже вербальной. У девочек идет рост физической агрессивности, при этом остальные показатели остаются примерно на одном и том же уровне. Это приводит нас к мнению, что подростки в 14-15 лет становятся менее обидчивыми и раздражительными, реже показывают негативизм, а также вербальные и косвенные проявления агрессии. Рассматривая показатели агрессивности, мы приходим к следующим выводам: 1) вербальная агрессивность проявляется у 36% школьников; 2) физическая агрессивность отмечается у 62% подростков; 3) негативизм проявляется у 68%; 4) косвенная агрессивность ярко выражена у 66% опрошенных. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 2 Результаты исследования подростков по Шкале Спилберга приведены в таблице ниже. Таблица 1 – Проявление личностной и ситуативной тревожности Ситуативная Кол-во Кол-во Личностная тревожность чел./процент чел./процент тревожность Высокий уровень 5/20 Высокий уровень 12/48 Средний уровень 18/72 Средний уровень 11/44 Низкий уровень 2/8 Низкий уровень 2/8 Таблица 2 – Уровни тревожности в зависимости от полового признака Уровень Ситуативная тревожность Личностная тревожность тревожности (кол-во чел./процент) (кол-во чел./процент) Мальчики Девочки Мальчики Девочки 0 Высокий 7/77 3/34 6/43 уровень Средний 8/57 6/66 8/57 2/23 уровень 0 0 0 6/43 Низкий уровень Исследования показали, что мальчиков более низким оказался показатель ситуативной тревожности, а умеренный уровень тревожности у 57% подростков, зато высокий уровень отсутствует. Личностная тревожность на умеренном уровне находится у большей части мальчиков (57%), а вот на высоком уровне тревожность находится у 43% опрошенных. Подростки, у которых уровень тревожности повышен, обычно вспыльчивы, раздражительные и готовы к конфликтам в любой момент, даже если объективно необходимости в этом нет. Такие подростки мужского пола могут остро Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 3 реагировать на замечания, советы и даже просьбы. Из-за этого повышается возможность получить нервный срыв, острое восприятие оценки их компетентности. Все это является следствием их боязни неудачи. Низкий уровень тревожности тоже не является благоприятным показателем. Подростки с такими показателями слишком спокойны и не всегда в состоянии оценивать объективно угрозу их престижу, самооценке. При изучении темы интернет - буллинга обязательно стоит рассмотреть системы профилактики, которые обычно делят на первичную и вторичную. К первой можно отнести комплексное воздействие на вовлеченных в ситуацию буллинга подростков, в данном случае обязательно используется просветительская деятельность и диагностические блоки. Вторичная профилактика используется при задействовании медико – психолого - педагогической помощи пострадавшим от насилия подростков. Также стоит учесть, что при профилактике обязателен сбор информации, который обычно проводится: - от самого пострадавшего; - от возможных участников издевательств над жертвой. Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы помочь подростку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией. Если подросток стал жертвой кибербуллинга, то стоит применить ряд следующих профилактик: - сохранить свидетельства данного события; - в случае повторения угроз обратиться в органы правопорядка; - если вы смогли установить источник угрозы – сообщить об этом родителям агрессора или администрации школы, в которой он непосредственно обучается; - сохранять спокойствие, обратиться за эмоциональной поддержкой; - сменить электронный адрес или закрыть социальные сети. - объяснить подростку о его непричастности к произошедшему, о отсутствии вины с его стороны; - постараться найти взаимопонимание с педагогами; - посоветовать изменить тактику поведения подростку; - предупредить преподавателей о проблемах своего ребенка; 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru - поставить в известность классного руководителя. В случае, если подросток является не жертвой интернет-травли, а агрессором, то стоит обязательно научить подростка сочувствую и пониманию, так как он может не понимать насколько разрушительными могут быть последствия для психики жертвы. Таким образом, кибербуллинг может быть способом снять напряжение и избавиться от ярости, которая накопилась в подростке, в случае жертвы интернет - террора обязательны профилактические меры и просветительская деятельность, в более тяжелом случае – оказание медико-психолого-педагогической помощи. При рассматривании детей с повышенным и пониженным уровнем тревожности необходимо проводить коррекционные занятия с психологом. Занятия можно проводить, как и в групповой форме, так и в индивидуальной. Необходимо научить таких детей открываться перед другими. Не следует забывать и о подготовке подростков к подобным занятиям, чтобы восприятие было серьезным, а ребята во время работы выкладывались, а не отшучивались. Список литературы: 1. Makri-Botsari E., Karagianni G. Cyberbullying in Greek adolescents: The role of parents // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2013. 2. Olweus D. Hakkekyllinger og skoleboller. Forskning om skole-mobbing, Oslo: Cappelen, 1989. 3. Дмитриева Т.Б., Шостакович Б.В., Горинов В.В. и др. Агрессия и психическое здоровье. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 460 с. 4. Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон Агрессия: учеб. пособие. СПб.: Питер пресс, 1997. 330 с. 5. Андреева А.О. Манипулирование в сети Интернет // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей). Магнитогорск: МаГУ, 2015. С. 21-28. 6. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейн. отношений. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 508 с. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 7. Баранов А.А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга // Вестник Удмуртского университета. Психология. Педагогика. Философия. 2015. № 3. С. 5-8. 8. Бенгина Е.А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка // Вестник университета. Современные тенденции в психологии. 2018. № 2. С. 153-156. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2024 https://tribune-scientists.ru 6