- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2024"
Автор(ы) статьи: Доренская Т.О.
PDF файл статьиУДК 342.9 Доренская Татьяна Олеговна студентка 2 курса магистратуры юридический факультет Московская Финансово-Юридическая Академия Россия, г. Калининград e-mail: maksul-85@mail.ru Научный руководитель: Панькина И.Ю., кандидат юридических наук, доцент, Московская Финансово-Юридическая Академия Россия, г. Калининград АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Аннотация: В статье дается характеристика административного правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, а также особенностей административной ответственности за их совершение. Приводится перечень мер административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Описываются проблемы привлечения виновных к административной ответственности. Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, административная ответственность, административное правонарушение, посягательство, санкция, административный штраф, конфискация. Dorenskaya Tatyana Olegovna 2nd year master student Faculty of Law Moscow Financial and Legal Academy Russia, Kaliningrad Scientific adviser: Pankina I.Yu., candidate of legal sciences, associate professor, Moscow Finance and Law Academy Russia, Kaliningrad ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES IN THE FIELD OF PUBLIC ORDER AND PUBLIC SAFETY 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article describes the characteristics of an administrative offense in the field of public order and public safety, as well as the features of administrative responsibility for their commission. A list of measures of administrative responsibility for offenses that infringe on public order and public safety is provided. The problems of bringing the perpetrators to administrative responsibility are described. Key words: public order, public safety, administrative responsibility, administrative offense, encroachment, sanction, administrative fine, confiscation. По Конституции Российская Федерация является правовым государством, в котором права и свободы человека стоят на первом месте и имеют наивысшую ценность [1]. А потому все, что может угрожать здоровью и жизни человека и гражданина, благополучию общества, становится угрозой и всему государству. Именно поэтому тема охраны и обеспечения общественной безопасности и общественного порядка всегда была и остается актуальной во все времена. Статистика противоправных действий в сфере общественного порядка и общественной безопасности свидетельствует, что количество административных правонарушений доминирует среди них: в 2022 году в Российской Федерации было совершено 3 107 247 правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность [2]. Принятый в 2001 году Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях [3] (далее – КоАП РФ) закрепил основы административной ответственности за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. В Главу 20 КоАП РФ, содержащую 35 статей и объединяющую таким образом более трех десятков правонарушений, входят такие, как мелкое хулиганство, возбуждение ненависти либо вражды, нарушение требований пожарной безопасности, блокирование транспортных коммуникаций и другие. Все они объединены общими чертами, выражающимися в схожести элементов юридической характеристики. При этом совершение каждого правонарушения, согласно закрепленным в КоАП РФ нормам, несет за собой ответственность, выражающуюся в применении санкций. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru Особенностями административной ответственности за совершенные правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности являются субъектная и объектная характеристики самих этих правонарушений. Так, субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица. Объектом изучаемой категории правонарушений являются общественная безопасность и общественный порядок. Законодатель четко не разделяет их по основанию, где именно происходит посягательство на общественный порядок, а где на общественную безопасность [4]. При этом в отдельных статьях прописывается, каков ее объект. Так, в статье 20.1 КоАП «Мелкое хулиганство» дается следующее его определение: «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества». Это дает основание говорить об общественном порядке как объекте административного правонарушения в рамках ст. 20.1 КоАП. Само правонарушение может быть совершено как путем противоправного действия (например, действия по незаконному изготовлению, продаже и передаче пневматического оружия квалифицируются по ст. 20.10 КоАП РФ), так и путем противоправного бездействия (например, ст. 20.6 КоАП РФ характеризует бездействие в форме непринятия своевременных мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций). Может быть и смешанный состав (например, охватываемое ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности может быть совершено как посредством нарушения правил, норм и стандартов пожарной безопасности, так и посредством необеспечения требований пожарной безопасности лицом, на которое соответствующая обязанность возложена). КоАП РФ предусмотрены различные меры административной ответственности за правонарушения в области общественной безопасности и общественного порядка, схематично представленные на рисунке 1. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы Рисунок 1 – Меры административной ответственности за правонарушения в области общественной безопасности и общественного порядка На примере материалов из практики районных судов г. Калининграда Калининградской области можно рассмотреть особенности применения мер административной ответственности к правонарушителям в области общественной безопасности и общественного порядка. Так, Московским районным судом г. Калининграда рассматривалось дело о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3 КоАП РФ (Постановление Московского районного суда г. Калининграда от 23.04.2020 по делу № 5-124/2020 [5]). Обвиняемый – пользователь социальной сети «Одноклассники», который разместил на ней материалы экстремистской направленности, а именно – изображение с символикой террористической организации «Имарат Кавказ», что запрещено законодательством Российской Федерации. Факт совершения административного правонарушения был подтвержден материалами административного дела: протоколом № об Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru 4 административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3 КоАП РФ; снимком экрана страницы пользователя; актом ОРМ «Наблюдение» от 20 марта 2020 года за электронной страницей <адрес> пользователя с сетевым псевдонимом «Хулиган Руслан»; объяснениями подсудимого от 21 апреля 2020 года и от 23 апреля 2020 года, в которых он подтвердил, что разместил на своей странице экстремистский материал, а также иными письменными доказательствами. В результате рассмотрения судом дела принято следующее решение: привлечь подсудимого к административной ответственности по ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей. Калининградским областным судом была рассмотрена жалоба гражданина, признанного виновным в совершении административного правонарушения по ст. 20.13 КоАП РФ (Постановление Калининградского областного суда от 06.12.2018 по делу № 4А-509/2018 [6]). Ранее Зеленоградским районным судом было рассмотрено дело, в ходе которого выяснилось, что в дежурную часть ОМВД России по Зеленоградскому району поступило сообщение от В., о том, что в пос. Г. у него произошел конфликт с мужчиной, который произвел выстрел из пневматического пистолета в воздух, что запрещено согласно положениям статьи 20.13 КоАП РФ «Стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах». Суд установил наказание в виде конфискации оружия, а также уплаты административного штрафа. Калининградский областной суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу – без удовлетворения. На практике возникают трудности привлечения виновных в совершении правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности к административной ответственности. Для повышения эффективности расследований, выявления виновных и применения к ним санкций необходимо организовать и совершенствовать систему мониторинга и оценки угроз общественной безопасности, улучшать работу по подготовке и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru 5 повышению квалификации кадров, шире и активней привлекать население к сотрудничеству. Нуждаются в совершенствовании и правовые основы регулирования данных правоотношений. Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Среди противоправных действий в сфере общественного порядка и общественной безопасности доминируют административные правонарушения, наказание за которые предусмотрено КоАП РФ, где выделено более трех десятков их видов. Все они объединены общими чертами, выражающимися в схожести элементов юридической характеристики. Данные правонарушения могут быть совершены как путем противоправного действия, так и путем противоправного бездействия, или статьей КоАП РФ может быть предусмотрен смешанный состав. Мерами административной ответственности за правонарушения в области общественной безопасности и общественного порядка могут выступать административный штраф, конфискация орудия или предмета правонарушения, административный арест, дисквалификация и т.д. На практике как у органов внутренних дел, так и судов возникают трудности привлечения виновных в посягательствах на общественную безопасность и порядок к ответственности, что связано как с несовершенством законодательства в этой сфере, так и с необходимостью усиливать профилактику данных правонарушений. Cписок литературы: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. 01.07.2020) // Собрание Законодательства Российской Федерации 2020. № 25. Ст. 851. 2. Судебная статистика по административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://stat.апи- пресс.рф/stats/adm/t/31/s/80 (дата обращения 05.09.2023 г.). 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Ковтун Е.С. Правовой анализ административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность // Молодой ученый. 2020. № 24 (314). С. 282-284. 5. Постановление Калининградского областного суда от 06.12.2018 по делу № 4А-509/2018 [Электронный ресурс]. Доступ из правовой системы «СудАкт». 6. Постановление Московского районного суда г. Калининграда от 23.04.2020 по делу № 5-124/2020 [Электронный ресурс]. Доступ из правовой системы «СудАкт». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2024 https://tribune-scientists.ru 7