- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Судалковская Т.В.
PDF файл статьиУДК 371.3:811 Судалковская Татьяна Викторовна студентка 3 курса магистратуры, филологический факультет Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Россия, г. Улан-Удэ e-mail: t-sudalkovskay@mail.ru Научный руководитель: Юрченко О.О., кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологического и художественно-эстетического образования Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Россия, г. Улан-Удэ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Аннотация: В данной статье рассмотрены возможности текста- рассуждения в развитии коммуникативных умений обучающихся, которые влияют на формирование и развитие качественных коммуникативных компетенций обучающихся. Особое значение в данной статье придается важности изучения текста-рассуждения, рассмотрены основные противоречия в системе обучения УУД. Ключевые слова: универсальные учебные действия, основное общее образование, коммуникативная компетенция, коммуникативные универсальные учебные действия, речь, текст, рассуждение. Sudalkovskaya Tatyana Viktorovna 3rd year master student, Faculty of Philology Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Russia, Ulan-Ude Scientific adviser: Yurchenko O.O., Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Department of Philological and Art-Aesthetic Education Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Russia, Ulan-Ude USE OF TEXT-DISCUSSION IN THE FRAMEWORK OF FORMATION OF COMMUNICATIVE UUD IN A BASIC SCHOOL 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru Abstract: This article discusses the possibilities of text reasoning in the development of students' communicative skills, which affect the formation and development of high-quality communicative competencies of students. Particular importance in this article is attached to the importance of studying the text- reasoning, the main contradictions in the educational system of UUD are considered. Key words: universal educational actions, basic general education, communicative competence, communicative universal educational actions, speech, text, reasoning. В современной школе на уроках русского языка педагогу необходимо уделять особенное внимание работе с текстом-рассуждением, с целью повышения уровня свободного владения коммуникативными универсальными учебными действиями обучающихся. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий позволит учащимся совершенствовать собственную речь и общение в целом, формируя языковую личность ученика, способную анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Работа над текстом в школе обычно проводится в основном на семантическом уровне: формируются умения разделять текст на части, соответствующие подтемам и микротемам высказывания, составлять план текста (простой и сложный), определять смысловые связи между абзацами, используя при этом союзы, частицы и другие языковые средства фрагментов текста. Обучение тексту- рассуждению обусловлена социальной необходимостью и актуально в современных реалиях, поскольку ученики зачастую затрудняются в создании собственных, связных устных и письменных высказываниях. Рассуждением принято считать словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой [1, с. 213]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 2 Рассуждение является самым трудным типом текста для детей. Так как в тексте-описании и тексте-повествовании описываются (повествуются) уже известные вещи, то, что дано, в рассуждении же обучающийся имеет дело с изложением своего мнения по какому-либо поводу, с доказательством чего- либо и выяснением этого. Рассуждения должны быть построены с соблюдением принципа логичности [2, с. 528]. О. А. Нечаева дает следующее определение рассуждению: «Рассуждением называется такой тип речи, который характеризуется особыми отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение, и специфической языковой структурой, зависящей не только от причинно- следственной логической основы рассуждения, но и от смыслового значения выводного суждения» [3, с. 128]. Для текста типа «рассуждения» характерно использование побудительных, вопросительных предложений с целью привлечения внимания к излагаемому, что позволяет установить речевой контакт с собеседником. Также в нем встречаются условные, уступительные, причинные, следственные сложные предложения, показывающие наличие причинно-следственных связей; вопросительные конструкции, вводные слова, оценивающие достоверность информации, указывающие на источник сообщения, подчеркивающие внимание к собеседнику. Сразу несколько функций решает работа с текстом-рассуждением: происходит расширение словарного запаса обучающихся: за счет знакомства со значениями новых слов, а также, уточнения определений уже знакомых слов. В контексте развития навыков работы с текстом у обучающихся происходит не только развитие умения понимать и дифференцировать выразительные возможности языка, но также умение различать и грамотно использовать изобразительные возможности языка. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru Эти факторы в совокупности помогают развитию коммуникативных компетенций обучающихся, а также формированию эффективного речевого взаимодействия обучающегося с ровесниками и взрослыми. После изучения множества монографий, результатов практических педагогических исследований, можно отметить ряд противоречий в сфере формирования и развития УУД: высокий уровень значимости коммуникативной деятельности для успешного обучения и недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетентности обучающихся, также нужно отметить явное противоречие между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, технологиях формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточной их разработанностью и освещенностью в педагогическом сообществе. Именно на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий. Нужно отметить, что в современных образовательных условиях нельзя не указать на систематически повышающиеся требования педагогов к коммуникативной компетентности учеников и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель» [4, с. 168]. В процессе освоения обучающимися коммуникативными универсальными учебными действиями можно получить следующие результаты: • строить продуктивное речевое взаимодействие со взрослыми и ровесниками; • овладение всеми видами речевой деятельности; • адекватно воспринимать устную и письменную речь; владение разными видами чтения; • точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru • соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др. [5, с. 262]. В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. В заключении можно отметить, что именно формирование УУД в контексте коммуникативных компетенций обучающегося в изучении текста- рассуждения выступает одной из основных проблем в педагогике. Развитая монологическая и письменная речь является залогом успешной языковой личности и эффективно сформировать её можно в рамках процесса изучения текста-рассуждения на уроках русского языка. Список литературы: 1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка. М.: Академия, 2017. 213 с. 2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э, Фомина М.И. Современный русский язык. М.: Логос, 2008. 527 с. 3. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1974. 262 с. 4. Величко Л.В. Работа над текстом на уроках русского языка. М.: Просвещение, 2012. 128 с. 5. Нечаева О.А. Типы речи и работа над ними в школе. Красноярск: Красноярск. гос. пед. ин-т, 1989. 168 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 5