- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2024"
Автор(ы) статьи: Николаева Ю.Р.
PDF файл статьиУДК 159 Николаева Юлия Равильевна студентка 3 курса магистратуры, факультет философии и психологии, Воронежский государственный университет, Россия, г. Воронеж e-mail: julie-nukolaeva@yandex.ru ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Аннотация: В статье рассмотрено понятие и содержание профессиональной направленности, представлены результаты эмпирического исследования профессиональной направленности студентов вуза. Ключевые слова: профессиональная направленность, студент, мотивы, ценности, труд, профессия. Nikolaeva Yulia Ravilievna 3rd year master student, Faculty of Philosophy and Psychology, Voronezh State University, Russia, Voronezh DIAGNOSIS OF PROFESSIONAL ORIENTATION AT THE STAGE OF STUDYING AT A UNIVERSITY Abstract: The article discusses the concept and content of professional orientation, presents the results of an empirical study of the professional orientation of university students. Key words: professional orientation, student, motives, values, work, profession. Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. В структуру направленности личности включается мотивация, потребности, интересы, установки, цели, ценности, мировоззрение. Далее рассмотрим понятие, виды профессиональной направленности личности. Профессиональная направленность понимается как психологическое свойство личности, как совокупность мотивов и эмоционально-ценностных Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 1 отношений, определяющих особенности профессиональной деятельности. Ее содержание включает потребности в профессиональной деятельности, цели и ценностные ориентации [1, 2, 5]. Составной частью профессиональной направленности личности являются склонности к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово- экономической или экстремальной и другим видам деятельности [3, 4]. Для исследования профессиональной направленности была применена методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной на выявление профессиональной направленности - к работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. База эмпирического исследования – вузы города Воронежа. Объект эмпирического исследования - студенты 1-5 курсов в количестве 200 человек, обучающиеся по различным направлениям бакалавриата, специалитета. На рисунке 1 представим результаты исследования профессиональной направленности обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности по методике Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 2 Рейтинг профессиональной направленности респондентов по сферам деятельности 23,50% 18,92% 16,73% 15,22% 14,70% 10,93% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00% 1 Склонность к работе с людьми Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе Склонность к практической деятельности Склонность к эстетическим видам деятельности Склонность к экстремальным видам деятельности Склонность к планово-экономическим видам деятельности Рисунок 1 – Рейтинг профессиональной направленности респондентов по сферам деятельности Анализируя результаты опросника о профессиональной направленности обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности по методике Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной удалось установить, что, что наибольшее предпочтение среди обучающихся имеют такие направления, как склонность к работе с людьми, склонность к экстремальным видам деятельности, склонность к эстетическим сферам деятельности, (23,5%, 18,92%, 16,73% соответственно), склонность к практической деятельности (10,93%), склонность к исследовательской деятельности (15,22%) и склонность к планово- экономическим видам деятельности (14,72). В процессе обучения в вузе студент не только осваивает выбранную профессию, происходит его профессиональное самоопределение, поэтому 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru психодиагностика профессиональной направленности необходима в целях разработки рекомендаций по ее формированию и развитию. Исследовательский интерес к проблеме профессионального становления и профессиональной направленности в период обучения в вузе в психологической науке достаточно высок и проблема актуальна для дальнейшего исследования, так как в условиях глобальных трансформаций всех сфер общества профессиональная направленность студентов, будучи динамическим образованием претерпевает изменения. Список литературы: 1 Загайнов И.А. Профессиональная направленность личности обучающихся // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 4. С. 54–56. 2 Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект, 2006. 336 с. 3 Зыбина Л.Н. Структурные компоненты и динамика профессиональной направленности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2009. 22 с. 4 Киндеркнехт А.С. Профессиональная этика как актуальный аспект подготовки специалиста // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии: компетентностный подход. 2019. Т. 1. С. 377. 5 Клименко И.В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 26 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2024 https://tribune-scientists.ru 4