- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ КАК ПРАВОВОЙ КРИТЕРИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2023"
Автор(ы) статьи: Казакова Ю.В.
PDF файл статьиУДК 345.5 Казакова Юлия Владимировна студентка 1 курса магистратуры, Кафедра государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин Московский финансово-юридический университет Россия, г. Москва e-mail: ulkeria@yandex.ru Научный руководитель: Беляева А.А. кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин Московский финансово-юридический университет Россия, г. Москва АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ КАК ПРАВОВОЙ КРИТЕРИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей административного наказания как правового критерия административной ответственности. В исследовании определено, что административное наказание, если рассматривать его сквозь призму допустимых ограничений основных прав и свобод и важности защищаемых интересов, несомненно, является одной из главных гарантий защиты законности и правопорядка. Ключевые слова: административная ответственность, административное наказание, принуждение, природа административного наказания, гарантия защиты законности и правопорядка. Kazakova Yulia Vladimirovna 1st year master student, Department of State Legal and Financial Legal Disciplines Moscow Finance and Law University Russia, Moscow Scientific adviser: Belyaeva A.A. candidate of legal sciences, associate professor, Associate Professor of the Department of State Legal and Financial Legal Disciplines Moscow Finance and Law University Russia, Moscow ADMINISTRATIVE PUNISHMENT AS A LEGAL CRITERION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article is devoted to the analysis of the features of administrative punishment as a legal criterion of administrative responsibility. The study determined that administrative punishment, if viewed through the prism of permissible restrictions on fundamental rights and freedoms and the importance of protected interests, is undoubtedly one of the main guarantees of the protection of law and order. Key words: administrative responsibility, administrative punishment, coercion, the nature of administrative punishment, the guarantee of the protection of law and order. Государство гарантирует жизнь, достоинство и права личности, создает условия для свободного развития человека и гражданского общества. Возвышение Конституцией РФ прав личности как высший принцип государства и общества означает, что они также являются высшим принципом легитимации всей государственно-правовой системы. Следовательно, ограничение прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, означает вмешательство в легитимацию этой системы. Законодатель должен руководствоваться по этим критериям, когда в условиях демократического общества, которое сбалансированно должно защищать права и свободы всех своих членов, создает меры по их ограничению [3, с. 102]. Следовательно, при осуществлении своих прав и свобод человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом, исключительно в целях обеспечения необходимого признания и уважения прав и свободы граждан и удовлетворение справедливых требований нравственности, общественного порядка и общего благосостояния в обществе. Ограничения будут допустимы и законны только тогда, когда они направлены на адекватную и соразмерную защиту конституционно признанных ценностей, таких как национальная безопасность, здоровье населения, права и свободы других граждан. Именно поэтому единственным средством ограничения прав и свобод человека является закон. Однако требования о том, чтобы ограничение основных прав и свобод было «предусмотрено законом», недостаточно [2, с. 84]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 2 Допустимые законом ограничения всегда должны трактоваться узко, необходимость в них должна быть установлена убедительно и в свете преследуемой цели, а не абстрактно. Когда ограничение является императивным, уместным и соразмерным, то нет сомнений в том, что объективирующая его мера будет оправданной и легитимной. Однако, когда вмешательство не отвечает насущной общественной потребности и несоразмерно преследуемой законной цели, тогда ограничение основных прав человека будет неоправданным. Необходимо отметить еще один момент – то, что национальное законодательство имеет специфическую основу, регулирующую основные права, свободы и интересы соответственно. Административное принуждение, если рассматривать его сквозь призму допустимых ограничений основных прав и свобод и важности защищаемых интересов, несомненно, является одной из главных гарантий защиты законности и правопорядка. Достижение сбалансированной защиты и уважения прав и свобод граждан, удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния являются реально достижимыми целями благодаря различным ее проявлениям [4, с. 252]. Административные наказания в обществе выступают в качестве, так называемых, способов воздействия на поведение людей и их сознание. Административные наказания это – некие санкции со стороны государства, которые оказывают влияние на общественный правопорядок, способствуют предупреждению преступлений на территории государства. Рассмотрим правовую сущность административного принуждения. Нормальное существование общества требует, чтобы поведение каждого индивида соответствовало диктату правовых норм. Добровольное исполнение заложенных в них обязательств, несомненно, является желаемой целью всякого правоотношения. Однако когда этого выполнения не происходит, то в общественных отношениях возникает дисбаланс. Убеждение и объективированная в правовых нормах превентивная роль угрозы принуждения явно не дали результатов. Внутренняя потребность в законном и общественно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 3 полезном поведении отсутствует, законность и правопорядок находятся под угрозой. Чтобы восстановить баланс в общественных отношениях, государство должно прибегнуть к принуждению, как дополнительному и окончательному средству «обеспечение выполнения поручений органа государственной власти». Оно всегда «на втором месте после убеждения, просвещения, образования и поощрения». Административное принуждение является одним из средств принуждения, с помощью которого государство стремится добиться сбалансированной защиты основных прав и свобод граждан и общественных интересов [4, с. 252]. Административное принуждение – это вид государственного принуждения, возникающий в случае, когда все возможности добровольного исполнения данного обязательства исчерпаны. Административное принуждение – это неблагоприятное воздействие на поведение человека посредством вмешательства в сферы бытия личности [1, с. 92]. Наличие административного принуждения предполагает наличие у субъекта обязанности совершить что-либо или воздержаться от действия. Принуждение по своей сути представляет собой репрессии, основанные на негативном отношении государства к определенному противоправному поведению. Как метод воздействия административное принуждение само по себе имеет характерные особенности: его цель – обеспечить поведение, необходимое для реализации административного законодательства; осуществляется индивидуальным административным актом; действующим административным законодательством предусмотрено несколько видов административного принуждения: Принудительные административные меры, установленные законом, реализуются индивидуальным административным актом. Административные наказания налагаются отдельными органами и представляют собой реализацию санкции в результате установленной вины. Выделяют три вида принудительных административных мер: 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru Профилактические меры, направленные на предотвращение административных правонарушений. Меры приостановления, применяемые к уже начавшимся правонарушениям. Восстановительные меры, которые принимаются при наличии вредного результата и допущенных нарушениях. Существует также процессуальное принуждение, целью которого является обеспечение нормального развития административного или судебного производства. Принудительные административные меры применяются отдельными административными актами и к ним применяются требования законности административных актов. Само административное принуждение реализуется посредством административной ответственности правонарушителя. Это осуществляется посредством введения санкций, предусмотренных за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение административно-правовых обязательств. Принципом при осуществлении административного принуждения являются административные правонарушения и взыскания, которые необходимо регулировать законодательно. Это означает, что они закрепляются в правовой норме еще до их осуществления. Сами санкции должны быть адекватны нарушению и налагаться только в случае виновного поведения нарушителей [3, с. 102]. Осуществление административного принуждения предполагает наличие административного правонарушения с его характерными признаками: совершено действием или бездействием; отрицательно влияет на установленный порядок; связано с виновным невыполнением или некачественным выполнением определенной административной обязанности. Административные наказания в обществе выступают в качестве, так называемых, способов воздействия на поведение людей и их сознание. Административные наказания это – некие санкции со стороны государства, 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru которые оказывают влияние на общественный правопорядок, способствуют предупреждению преступлений на территории государства. Пункт 1 статьи 3.2. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации представляет собой перечень видов административных наказаний. К административным наказаниям относится: Предупреждение; Административный штраф; Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; Лишение специального права, предоставленного физическому лицу; Административный арест; Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; Дисквалификация; Административное приостановление деятельности; Обязательные работы; Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. При назначении административных наказаний учитываются пределы, определенные нормативными актами, предусматривающими ответственность за административные правонарушения. В процессе рассмотрения правонарушения административного характера обязательно учитывать такие параметры как смягчающие и отягощающие обстоятельства; личность, степень вины и имущественное положение нарушителя; характер правонарушения. В Кодексе об Административных правонарушениях Российской Федерации приводится перечень оснований, по которым можно индивидуализировать характеристику личности при назначении административного наказания, к которым относятся: возраст, пол, наличие гражданства, род занятий, служебное положение, должностное положение, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 6 состояние здоровья. При привлечении к административной ответственности юридических лиц должны учитываться характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Таким образом, административное наказание – важный элемент не только отрасли административного права, но и государства в целом. Административные наказания появились в обществе не сразу, они развивались постепенно вместе с ним. Список литературы: 1. Барашева Е.В. Теоретические аспекты административной ответственности в современном праве // Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки. 2021. № 5. С. 90-93. 2. Воронюк О.И. Административное правонарушение и его место в российском законодательстве // Молодой ученый. 2022. № 36 (431). С. 81-85. 3. Гезгиев М.А. Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения // Право и управление. 2023. № 7. С. 101- 103. 4. Гринцова Н.В. Проблемы административной ответственности юридических лиц // Трибуна ученого. 2020. № 6. С. 251-256. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 7