- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2023"
Автор(ы) статьи: Казакова Ю.В.
PDF файл статьиУДК 345.5 Казакова Юлия Владимировна студентка 1 курса магистратуры, Кафедра государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин Московский финансово-юридический университет Россия, г. Москва e-mail: ulkeria@yandex.ru Научный руководитель: Беляева А.А. кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин Московский финансово-юридический университет Россия, г. Москва АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Аннотация: Статья посвящена анализу теоретических и практических аспектов сущности административной ответственности. Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития изучение административного правонарушения является неотъемлемой частью системы управления в Российской Федерации, однако остается достаточно большое количество проблем, связанных с принципами и особенностями исследуемой темы. Определены основные проблемы административной ответственности, предложены правовые средства их решения. Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, наказание за административные правонарушения, правовая природа состава административного правонарушения, проблемы административной ответственности. Kazakova Yulia Vladimirovna 1st year master student, Department of State Legal and Financial Legal Disciplines Moscow Finance and Law University Russia, Moscow Scientific adviser: Belyaeva A.A. candidate of legal sciences, associate professor, Associate Professor of the Department of State Legal and Financial Legal Disciplines Moscow Finance and Law University Russia, Moscow 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS Abstract: The article is devoted to the analysis of theoretical and practical aspects of the essence of administrative responsibility. The relevance of the study lies in the fact that at the present stage of development, the study of an administrative offense is an integral part of the management system in the Russian Federation, however, there remain quite a large number of problems related to the principles and features of the topic under study. The main problems of administrative responsibility are identified, and legal means of solving them are proposed. Key words: administrative responsibility, administrative offense, punishment for administrative offenses, the legal nature of the composition of an administrative offense, problems of administrative responsibility. Санкционирование административных правонарушений представляет собой деятельность по использованию государственной власти по применению мер принуждения к нарушителям, поэтому право санкционировать административные правонарушения имеют только компетентные лица и могут санкционировать только в пределах своей компетенции, установленной законом. Санкции также должны обеспечивать справедливость, чтобы все нарушители были наказаны, одни и те же нарушения наказывались одинаково, при этом учитывались специфические факторы, условия, обстоятельств нарушения в пределах, установленных законом норм [1, с. 89]. Актуальность определения понятия административной ответственности, а также сопоставления таких юридических категорий, как административное правонарушение, административное наказание и административная ответственность, сопряжена с необходимостью разработки недостающих юридически значимых понятий соответствующей отрасли российского законодательства, что напрямую влияет на формирование теоретических и практических основ разработки эффективных форм и методов предотвращения и противодействия неправомерному поведению – основных задач законодательства об административных правонарушениях. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru Административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, выраженной в назначении правоприменителем административного наказания правонарушителю. Под административной ответственностью понимает механизм правового реагирования государства на административную противоправность, содержащий материально-правовые основания и процессуальный порядок производства по делам об административных правонарушениях [2, с. 269]. В результате применения закона нормы права из разных источников права воплотились в жизнь и стали реальным поведением субъектов. В результате, закон продвигает свою роль на практике, делая общественную жизнь стабильной, упорядоченной и благоприятной для развития, законные права и интересы отдельных лиц и организаций защищены. Применение закона представляет собой серию мероприятий по организации государственной власти, осуществляемых компетентными государственными органами, общественными организациями, уполномоченными государством, с целью персонализации правовых норм по конкретным делам [4, с. 457]. Административное правонарушение – противоправное деяние, влекущее опасные для общества последствия, посягающее на правила государственного управления. В условиях нарастающей, разнообразной и сложной ситуации с административными правонарушениями как по количеству, так и по опасному характеру деяний как никогда актуальна санкционная деятельность за совершение административных правонарушений, рассматривается как одна из эффективных мер пресечения административных правонарушений в целях охраны правопорядка и постоянного укрепления законодательства. Правовая система о наказании за административные правонарушения все более совершенствуется и становится важной правовой основой регулирования общественных отношений. Практическая реализация закона об административных правонарушениях показывает, что наказание за административные правонарушения является одним из сложных мероприятий, происходящих во многих сферах Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 3 хозяйствования, затрагивающих многие стороны общественной жизни, права и интересы граждан и организаций. Это требует, чтобы субъекты, обладающие санкционной компетенцией, тщательно следили за соблюдением положений закона [1, с. 89]. Рассмотрение административных правонарушений в целом и наложение санкций за административные правонарушения в частности являются важными инструментами в деятельности государственного управления по поддержанию порядка и дисциплины в государственном административном управлении. Это также вопрос, непосредственно связанный с повседневной жизнью людей, организаций, производственной и хозяйственной деятельностью предприятий, вызывающий большую озабоченность государства и всего общества. Наложением санкций за административные правонарушения является применение санкций и мер воздействия лицом, налагающим санкции, к физическим и юридическим лицам, организующим совершение административных правонарушений в соответствии с положениями законодательства. Полагаем, что наиболее точно отражает правовую природу состава административного правонарушения следующее определение: состав административного правонарушения – это законодательная модель совершенного административного правонарушения, включающая в себя систему наиболее типичных признаков конкретного противоправного деяния, закрепленного в КоАП РФ, необходимых, а в совокупности достаточных для оценки конкретного деяния как административного правонарушения [3, с. 266]. Социальная функция наказания – это способность осуществлять конкретные социальные воздействия при применении наказания согласно целям, поставленным законом, нуждам и запросам общества. Социальная функция наказания выражается через характер, цель и содержание каждого вида наказания и всей системы наказаний. Кроме того, это проявляется и на протяжении всего процесса построения, применения и исполнения наказания. Социальная функция наказания тесно связана с другими факторами и аспектами Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 4 наказания, особенно с целью наказания. Одной из важных целей наказания является предотвращение правонарушений и борьба с ними. Наказание является мерой способности государства реагировать на правонарушения, возникающие в общественной жизни. Это связано с возможностью непосредственного воздействия на правонарушителя, что и составляет специфическую профилактическую функцию наказания. Исследование и уточнение состава административных правонарушений вытекает из практических требований и в то же время отвечает требованиям реализации стратегии построения и совершенствования правовой системы. Изучая понятие административного правонарушения, можно выделить юридические элементы, составляющие административные правонарушения, в том числе: объективные стороны, субъективные стороны, субъект и объект. Принудительные административные меры применяются отдельными административными актами и к ним применяются требования законности административных актов. Само административное принуждение реализуется посредством административной ответственности правонарушителя. Это осуществляется посредством введения санкций, предусмотренных за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение административно-правовых обязательств. Принципом при осуществлении административного принуждения являются административные правонарушения и взыскания, которые необходимо регулировать законодательно. Это означает, что они закрепляются в правовой норме еще до их осуществления. Сами санкции должны быть адекватны нарушению и налагаться только в случае виновного поведения нарушителей. Осуществление административного принуждения предполагает наличие административного правонарушения с его характерными признаками: совершено действием или бездействием; отрицательно влияет на установленный порядок; связано с виновным невыполнением или некачественным выполнением определенной административной обязанности. Несмотря на длительную историю существования института юридической ответственности, ежегодно возникают все новые и новые проблемы в системе 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru назначения административных наказаний, что несомненно свидетельствует о проблемах в законодательстве об административной ответственности. 1. На законодательном уровне отсутствует четкое юридическое определение «административная ответственность». 2. Существуют проблемы определения вины юридических лиц в административном праве. В контексте личных отношений юридические лица не наделены правами личности, «принадлежащими» физическим лицам, учитывая, что личность, право личности, является собственностью физического лица, человека. В то же время нет никаких сомнений в том, что действуют определенные аналогичные права. Однако теоретический анализ административного права показывает, что определение вины юридического лица достаточно неоднозначный процесс. В качестве основной причины возникновения проблемы структурирования вины юридического лица выступает его особенность, выражающаяся в неодушевленности субъекта. У юридического лица отсутствует психическое отношение к совершенным противоправным деяниям, именно поэтому на современном этапе отсутствует единое понимание такого аспекта как вина юридического лица. Рассматривая проблему определения вины юридического лица, также стоит обратить внимание на процесс взаимодействия с должностными лицами и органами власти. Процессы глобализации и информатизации современного мира предоставляют техническую возможность административным органам, осуществлять нарушения, например, отправляя в адрес юридических лиц постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности, которые были вынесены более 30 дней назад, стоит учитывать, что срок обжалования для юридических лиц составляет всего 10 дней. Нередкими являются случаи, когда протоколы об административном нарушении в отношении юридических лиц составляют сотрудники, не имеющие достаточных полномочий, а рассмотрение самих дел о противоправном деянии Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 6 осуществляется органами и должностными лицами, не обладающими достаточным уровнем компетенции. Рассмотрим рекомендации по устранению проблем института административной отвественности. Главу 2 КоАП РФ следует дополнить статьёй, определяющей административную ответственность как вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной КоАП РФ процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные правовые последствия морального, личного, имущественного или организационного характера. Исключение положений об ответственности из НК РФ и перенесение их в КоАП РФ соответствовали бы воле законодателя, который в ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ указал на исключительную роль этого кодифицированного акта в вопросах установления административной ответственности на федеральном уровне. Таким образом, в условиях отсутствия четко регламентированного теоретического и правового определения административной ответственности существует досаточно большое количество спорных ситуаций, которые касаются привлечения к административной ответственности. Список литературы: 1. Жернакова С.М. Административное правонарушение: понятие и виды // Правовые и экономические аспекты устойчивого развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2022. № 2. С. 88-92. 2. Исаев Я.С. Административная ответственность и административное правонарушение // Правовые основы формирования и развития информационного общества в России: Материалы Международной научной конференции. 2021. № 8. С. 267-270. 3. Конев С.И. Административная ответственность юридических лиц в контексте нового Кодекса Российской Федерации об административных Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 7 правонарушениях // Право и государство: теория и практика. 2020. № 9(189). С. 266-268. 4. Куракин А.В. Еще раз об административной ответственности // Полицейская и следственная деятельность. 2023. № 1. С. 456-459. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 8