- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2023"
Автор(ы) статьи: Андреева Д.Ю.
PDF файл статьиУДК 372.8 Андреева Дарья Юрьевна студентка 4 курса бакалавриата факультет психолого-педагогического и специального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Россия, г. Саратов e-mail: darya.adreeva@yandex.ru ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Аннотация: В настоящее время актуален вопрос интеграции этно- художественных методов обучения в учебный процесс, поэтому в статье представлены особенности национальной культуры и ее связь с технологическим образованием. Ключевые слова: народная культура, технологическое образование, народные традиции. Andreeva Daria Yurievna 4th year bachelor student Faculty of Psychological, Pedagogical and Special Education, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky Russia, Saratov PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF NATIONAL CULTURE AMONG STUDENTS IN TECHNOLOGY LESSONS Abstract: Currently, the issue of integrating ethnoartistic teaching methods into the educational process is relevant, therefore, the article presents the features of national culture and its connection with technological education. Key words: folk culture, technological education, folk tradition. В настоящее время вопрос о возрождении народных традиций является очень актуальным. Сегодняшнее поколение уже забыло о том, чем занимались наши предки, и не считает это интересным или достойным внимания. Однако, забывая о традициях своего народа и региона, человек начинает забывать свою историю и культуру [1]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 1 Согласно источнику [2], определение «народных традиций» и «народной культуры» следующее. Народные традиции представляют собой совокупность коллективных форм творческой деятельности, основанных на различных типах и уровнях традиций. Через традиции коллектив людей передает по наследству послание, необходимое для будущего выживания и самосохранения. Существует множество способов возрождения народных традиций своего региона, одним из эффективных источников знаний и мотивации для возрождения народных традиций является предметная область «Технология». На уроках технологии дети могут проявить свои творческие способности, интерес изготовлению различных изделий, к инструментам и способам обработки различных материалов. И если при работе с детьми ставить дополнительную задачу: возрождения народных традиций, и преподносить им различные исторические справки и предметы, сделанные народными мастерами, то дети начинают интересоваться народным искусством и историей своего края, некоторые пытаются научиться и повторить некоторые изделия мастеров. Благоприятно влияют на формирование национальной культуры занятия рукоделием. Важным аспектом является не только освоение техники исполнение определенного изделия, но и показать культурную ценность данного предмета, правильно оценить результат своего труда И еще одним эффективных способов изучения народных традиций на уроках технологии является проектная деятельность, где можно соприкоснуться с элементами народных промыслов, истоки которых веками не теряют своих традиций и являются одним из проявлений национальной культуры. При выполнении проекта они не только овладевают умениями и навыками, но и активно участвуют в поиске интересных сведений о значении изделий в жизни русского человека. Любая информация, добытая школьниками самостоятельно ценна. Выполнение учащимися копий музейных образцов и моделей выставочных вариантов и применением современных материалов позволяет им более глубоко и сознательно проникать в далекую эпоху русской старины. Дети Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 2 смогут изучить символы, разгадывают их и зашифровывают в своих работах собственные мысли [3]. В рамках технологического образования, национальная культура становится важной темой, позволяющей учащимся не только изучать искусство народов, но и самостоятельно создавать уникальные изделия. Проектная деятельность является основой для успешного изучения национальной культуры в технологическом образовании. Метод проектов предоставляет возможность организовать совместную исследовательскую работу учащихся, что способствует развитию их творческого потенциала. В результате этой деятельности создаются уникальные изделия, которые отражают культурные особенности народа. Проектный метод также способствует воспитательному процессу, вовлекая в него не только школу, но и семью. Родители могут принять активное участие в создании проектов, передавая свои знания и опыт. Народное искусство является неотъемлемой частью культуры народа. Оно позволяет сохранить и передать традиции, обычаи и ценности. Тема национальной культуры в технологическом образовании играет важную роль в раскрытии богатства и уникальности этнической культуры. Благодаря проектной деятельности, учащиеся могут не только изучать искусство народов, но и самостоятельно создавать уникальные изделия, которые становятся свидетельством наследия и творчества народа. Культуру народа невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное промыслы должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, мировоззрение [4]. Таким образом, при знакомстве обучающихся с народным декоративно- прикладным творчеством на уроках технологии, мы сохраняем традиции Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 3 русского народа, его народные промыслы и ремесла. В настоящее время возрастает потребность народа в народном искусстве, его подлинности и духовности. Однако, чтобы найти пути сохранения и развития народного искусства, необходимо понимать его сущность, его творческий и духовный аспекты, а также его место в современной культуре. Список литературы: 1. Пивторак Е.В. Теория и методика этнокультурного образования: Учебно-методическое пособие, 2019. 128 с. 2. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие для студентов гуманитар. вузов и учеб. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. 504 с. 3. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240с. 4. Щербакова О.С. Этнокультурное воспитание детей и подростков на региональных народно-певческих традициях в условиях досуга. Барнаул: Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2013. 220с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2023 https://tribune-scientists.ru 4