- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДЕФИЦИТА УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Середа А.В.
PDF файл статьиУДК 37 Середа Андрей Владимирович студент 2 курса аспирантуры факультета техники и современных технологий Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт Россия, г. Невинномысск e-mail: andrew.sereda.1997@yandex.ru АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДЕФИЦИТА УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА Аннотация: Профессиональный дефицит учителей обществознания является серьезной проблемой в современном образовании. Это может привести к тому, что многие ученики не получат необходимых знаний и навыков в этой области, что может отрицательно сказаться на их будущем. Одним из инструментов, которые могут помочь решить эту проблему, является разработка индивидуального образовательного маршрута для учеников. Ключевые слова: профессиональный дефицит, индивидуальный образовательный маршрут, мониторинг профессиональных потребностей и дефицитов работников образования. Sereda Andrei Vladimirovich 2nd year postgraduate student Faculty of Engineering and Modern Technologies Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute Russia, Nevinnomyssk ANALYSIS OF PROFESSIONAL DEFICIENCY OF SOCIAL STUDIES TEACHERS AS A TOOL FOR DEVELOPING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE Abstract: The professional shortage of social science teachers is a serious problem in modern education. This can lead to many students not getting the necessary knowledge and skills in this area, which can negatively affect their future. One of the tools that can help solve this problem is the development of an individual educational route for students. Key words: professional deficit, individual educational route, monitoring of professional needs and deficits of educators. Повышение эффективности и качества педагогической деятельности является одной из первостепенных задач, реализовать которую не 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru представляется возможным без осуществления определенных измерений (диагностик). Такие измерения позволяют не только выявить профессиональные дефициты, но и организовать и реализовать адресную работу с педагогическими работниками, направленную на устранение выявленных пробелов, как в рамках повышения квалификации, так и в рамках методического сопровождения. Целью мониторинга профессиональных потребностей и дефицитов работников образования является: выявление уровня педагогических затруднений и проблемных зон и выстраивание дальнейших направлений деятельности по методическому сопровождению педагогических работников общеобразовательных учреждений. Задачи: - изучение уровня сформированности метапредметных компетенций, полноты и стабильности их проявления в профессиональной деятельности учителя; - оказание методической помощи педагогам в осознании своих профессиональных дефицитов для определения индивидуальных задач повышения профессиональной компетентности; - определение возможных путей совершенствования диагностируемых компетенций. Мое исследование посвящено анализу профессионального дефицита учителей обществознания общеобразовательных учреждений г. Михайловска и сравнение результатов моего исследования с результатами «Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Ставропольского края», которые представлены в аналитической справке «Диагностика профессиональных компетенций педагогических работников Ставропольского края (История, обществознание)». В 2022 году «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Ставропольского края» провел оценку профессиональных компетенций среди 80 учителей обществознания [1]. По результатам оценки были выявлены следующие результаты: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 2 - высокий уровень сформированности компетенций (выше 80% верных ответов) 21%; - уровень выше среднего (60-80% верных ответов) - 38%; -средний уровень (30-59% верных ответов) выявлен у 32% испытуемых; - низкий (0-29%) – у 9%. Распределение педагогами выполнения заданий по уровням в 2022 году в процентах (обществознание) 40 35 30 25 20 15 10 5 0 Выше среднего Высокий Низкий Диагностическая работа по обществознанию состоит из двух частей – предметной и методической, включающей задания по функциональной грамотности (финансовой). Общее количество заданий - 15. Задания 1ПК-10ПК нацелены на проверку уровня сформированности общепредметных компетенций учителей истории и обществознания. Объективность результатов обеспечивалась системой автоматизированного оценивания, разработанной специалистами ЦНППМ. На основании полученных результатов исследования были выявлены профессиональные дефициты и сделаны следующие выводы: 1. Учителя обществознания показывают высокий уровень сформированности предметных компетенций. 2. В области сформированности методических компетенций имеются дефициты при работе с несплошными текстами, особенно в части соотношения нескольких объектов. Часть опрошенных педагогов испытывает затруднения при 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru Средний дифференцировании методов, форм и приемов обучения в классах с сильным и слабым уровнем развития предметных компетенций. Некоторые педагоги затрудняются при самостоятельном планировании учебного материала. 3. Уровень сформированности компетенций учителей в области формирования финансовой грамотности находится на достаточно высоком уровне. На основе анализа результатов оценки уровня сформированности общепредметных, методических компетенций и компетенций в области формирования финансовой грамотности учителей обществознания общеобразовательных организаций Ставропольского края были запланированы и реализованы следующие мероприятия: 1. Составлены индивидуальные образовательные маршруты для педагогов, показавших низкий и недостаточный уровень сформированности предметных и методических компетенций, а также в области формирования финансовой грамотности. 2. На основании выявленных дефицитов в области предметных компетенций педагогам рекомендовано пройти обучение по программам «Применение оборудования в центрах образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста»»: история», «Применение оборудования в центрах образования естествен-но-научной и технологической направленности «Точка роста»»: обществознание» (24 ч), «Новые векторы образования в школе: история и обществознание» (36 ч). 3. Организована стажировка для работников педагогических организаций, включенных в реализацию программы «Модернизация школьных систем образования». В моем исследовании была проведена оценка профессиональных компетенций среди 10 учителей обществознания общеобразовательных учреждений г. Михайловска. По результатам оценки были выявлены следующие результаты: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 4 - высокий уровень сформированности компетенций (выше 80% верных ответов) 20%; - уровень выше среднего (60-80% верных ответов) - 60%; -средний уровень (30-59% верных ответов) выявлен у 20% испытуемых; - низкий (0-29%) – у 0%. Распределение педагогами выполнения заданий по уровням в 2022 году в процентах (обществознание) 70 60 60 50 40 30 20 20 20 10 0 0 Средний Выше среднего Высокий Низкий Результаты исследования показали, что уровень сформированности профессиональных компетенций в г. Михайловск выше, чем в Ставропольском крае в целом. Список литературы: 1. Аналитическая справка «Диагностика профессиональных компетенций педагогических работников Ставропольского края (История, обществознание)» / ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования». 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru