- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕСОЧНЫХ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Беляева А.С.
PDF файл статьиУДК 37.01 Беляева Алина Сергеевна студентка 4 курса Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского Россия, г. Саратова e-mail: belyaevaas1507@gmail.com РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕСОЧНЫХ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ Аннотация: Рассматривается проблема развития речевой творческой деятельности с помощью нетрадиционных методов, в частности песочной арт-техники. Ключевые слова: творческая речевая деятельность, песочная терапия, игра, словесное творчества, речь. Belyaeva Alina Sergeevna 4th year student Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky Russia, Saratov DEVELOPMENT OF CREATIVE SPEECH ACTIVITY OF CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE USING SAND ART TECHNOLOGIES Abstract: The problem of the development of speech creative activity with the help of non-traditional methods, in particular sand art technique, is considered. Key words: creative speech activity, sand therapy, game, verbal creativity, speech. Творческая речевая деятельность появляется в дошкольном возрасте, который является сенситивным периодом для ее формирования и актуализируется в процессе общения и активного познания ребенком окружающего мира. В контексте нашего исследования под понятием «речевое творчество» дошкольников понимается деятельность дошкольника по построению связных высказываний, созданию собственных речевых структур, которая формируется в старшем дошкольном возрасте и затрагивает все сферы личности ребенка. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 1 ФГОС ДО требует принципа интеграции образовательных областей. Интеграция базируется на игре. В ней дошкольник познает себя и окружающий мир, а игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 44». Объектом изучения стал процесс совершенствования творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие дети группы «Белочка»: 10 девочек и 6 мальчиков. Опытно-экспериментальная работа сопровождалась диагностическими процедурами в целях выявления динамики. При выборе методик диагностики мы руководствовались структурой речевой творческой деятельности дошкольников и остановили свой выбор на: методике «Сказка кукле» (Макарова В.Н., Ставцева Е.А.), «Колобок» (О. А. Шорохова), «Творческий рассказ» (Л.М. Ворошнина). Основой формирующего этапа опытно-экспериментальной деятельности стал педагогический проект «С песком играем, речь развиваем», реализуемый педагогами в совместной работе с родителями. При постановке сказок на песке, рассказывая сказку, рукой ребенок передвигает фигурки в разных направлениях. Так дети учатся соотносить речь с движением персонажей, постепенно начинают действовать самостоятельности. Дети моделируют в песочнице «живые» картинки на песке. Например, из песка делают горы, ставят веточки деревьев, изображая лес. Расставляют фигурки животных, рассказывают какие птицы, и животные там живут. Все песочные занятия проходят в игровой форме и обязательно присутствуют сказочные герои. Воспитанники проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке. В течение всего периода дети находятся в творческом процессе, что помогает самовыражению детей. Немаловажной задачей в рамках нашего педагогического проекта «С песком играем, речь развиваем» является привлечение родителей (законных представителей) к участию в образовательном процессе ДОО, а также Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 2 активизация воспитательных возможностей родителей (законных представителей). В рамках повышения уровня компетентности родителей в вопросах использования песочной арт-техники в старшем дошкольном возрасте были проведены консультации, мастер-классы, родительские собрания, открытые занятия, созданы памятки по организации песочницы в домашних условиях. После проведения занятий в рамках педагогического проекта «С песком играем, речь развиваем», было проведен повторный мониторинг по тем же методикам, что и на этапе первичной диагностики. Исходя из результатов, мы заметили, что наблюдается положительная динамика развития речевого творчества старших дошкольников. Диагностика показала, что увеличилось количество детей, с высоким уровнем 62,5 % (было 12,5%) и средним уровнем развития 37,5% (было 62,5%), детей с низким уровнем развития не были идентифицированы. В заключении хочется отметить что, метод песочной арт-технологии – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для установления контакта с ребёнком, что способствует развитию речи ребёнка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна - не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка. Песочная терапия является распространенной и доступной формой развития речи детей. Список литературы: 1. Кудрина Л.В. Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников // Молодой ученый. 2014. № 17 (76). С. 501-503. 2. Куншина Е.А. Особенности развития речевого творчества детей дошкольного возраста // Вестник науки. 2020. № № 11 (32). С. 18-20. 3. Понкратова Е.В. Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2023. № 7 (454). С. 279-281. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru