- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
КИНОПЕДАГОГИКА, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2023"
Автор(ы) статьи: Хабибулина Н.Р., Тужикова Т.А.
PDF файл статьиУДК 316.624 Хабибулина Наиля Ринатовна студентка 5 курса специалитета факультет психологии и специального образования Томский государственный педагогический университет Россия. г. Томск email:naila.habibulina@gmail.com Тужикова Т.А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Томский государственный педагогический университет, Россия, г. Томск КИНОПЕДАГОГИКА, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы профилактики девиантного поведения младших подростков средствами кинопедагогики. Ключевые слова: профилактика, поведение, подростки, девиации, кинопедагогика. Khabibullina Naila Rinatovna 5th year student of the specialty, Faculty of Psychology and Special Education Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk TuzhikovaT.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of social pedagogy, Tomsk State Pedagogical University, Russia, Tomsk PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF YOUNGER CHILDREN TEENAGERS BY MEANS OF FILM PEDAGOGY Abstract: This article discusses the issues of prevention of deviant behavior of younger adolescents by means of film pedagogy. Key words: prevention, behavior, adolescents, deviations, film pedagogy. Особое беспокойство сегодня вызывает распространенность различных видов девиаций в поведении у младших подростков. Это оказывает негативное 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru влияние на формирование личности детей, их социализацию и адаптацию в обществе. Девиантное поведение- это устойчивое поведение психически здорового человека, которое отклоняется от наиболее важных социальных норм конкретного общества, причиняет реальный вред обществу или самому человеку и влечет за собой социальную дезадаптацию. Если вовремя не обратить на это внимание и не предпринять необходимые меры, то оно неизбежно будет усугублять негативные черты личности. Лучшее средство борьбы с исключительными ситуациями — их предупреждение и профилактика. Повседневная практика отечественных и зарубежных педагогов показывает актуальность профилактики девиантного поведения младших подростках. Девиантное поведение распространяется не только на учебную деятельность в школе, но и на все сферы жизни ребенка, главным образом на его отношение к окружающим. Поэтому крайне важно, чтобы социальные нормы отражались в поведении ребенка, когда он растет дома [1, с. 194]. Однако, к сожалению, этот идеал не всегда реализуется в жизни, и именно тогда, когда это происходит, говорят, что поведение детей не соответствует социальным нормам. Профилактика девиантного поведения у младших подростков играет важную роль в развитии личности ребенка и общества в целом. Изменения в различных сферах жизни общества, занятость родителей и усиление социального влияния, приводят к возникновению отклоняющегося поведения у детей в раннем подростковом возрасте. Использование давно известных технологий кинопедагогики позволяет эффективно проводить профилактические мероприятия. Кинопедагогика представляет собой целый комплекс косвенных методов взаимодействия в процессе обучения воспитания и развития. Организация обсуждения просмотренного фильма может служить и основанием для использования проективных методик диагностики личностных проблем ребенка, их профилактики и коррекции [3, с. 4]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru 2 Как показывает практика, кино имеет большое значение для развития детей. Уникальные воспитательные особенности кинематографа настолько широки, что его можно использовать в качестве дополнительного образования для школ и детских садов. Киноискусство обладает огромной силой, образы и идеи, переданные при помощи кинематографа, проникают глубоко в подсознание ребенка, становятся фундаментом для его мировоззрения. Кино способно вызвать самые разные эмоции: смех, слёзы, радость и даже ужас. Но оказалось, что не только мы сами можем сопереживать героям, но и они могут помочь нам справиться с нашими собственными чувствами [4, с. 7]. Одной из форм кинопедагогики является кинотерапия, которую смело можно считать методом арт-терапевтического воздействия. Арт-терапия в целом представляет собой особую форму психотерапии, основанную на воздействии искусства и творческой деятельности. В ходе кинотерапевтической работы дети получают возможность переживать эмоциональные состояния в безопасной и расслабленной обстановке, что способствует пониманию и осознанию своих индивидуальных особенностей. Через идентификацию с героями фильма, дети оценивают свое поведение и получают бесценный опыт, который имеет непосредственную применимость в повседневной жизни. Еще одной формой кинопедагогики является киноклуб. Киноклуб - это организация, которая занимается проведением просмотров фильмов и их последующим обсуждением, а также изучением киноискусства. В современной эпохе, когда доступность культурно-массовых средств растет с каждым годом, киноклубы сохраняют свою актуальность, оставаясь одним из самых универсальных и интересных способов погрузиться в мир кино и обрести новые знания [2, с. 1]. Дискуссионный киноклуб является эффективным инструментом, способствующим развитию и социализации младших подростков. Создание оптимальной среды для общения и анализа проблем также является ключевым механизмом, помогающим создать позитивные эмоциональные Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru 3 взаимоотношения между детьми и педагогами, что в свою очередь может привести к новым педагогическим возможностям в развитии учебной дисциплины. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что различное кино фильмы социального и художественного характера как средство профилактики девиантного поведения оказывают определенное влияние. Правильно подобранный фильм может заставить подростка задуматься о каких-либо проблемах, способствовать развитию у подростка нравственных, моральных, эстетических качеств, социальных норм поведения; показать, «что такое хорошо и что такое плохо», показать примеры различных жизненных ситуаций и возможных путей выхода из них. А групповое обсуждение фильма поможет подростку научиться общаться, правильно излагать свои мысли и чувства, анализировать, критиковать, делать выводы и многое другое. Список литературы: 1. Гантимурова А.Н. Кинопедагогика: специфика и область реализации // В сборнике: Обучение, развитие, воспитание в современном процессе. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022. С. 194 2. Спиридонова Т.И. Киноклуб, как форма массового кинообразования. М., 2016. 3. Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.tspu.edu.ru/files/KudinovaEA/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE %D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D 0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0 %BA.pdf (дата обращения: 27.04.2023 г.). 4. Подходы к исследованию понятия психического здоровья [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-issledovaniyu-ponyatiya-psihicheskogo- 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru zdorovya/viewer (дата обращения: 26.04.2023 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru 5