- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2023"
Автор(ы) статьи: Печникова Е.М., Лебедева М.С.
PDF файл статьиУДК 796.01 Печникова Елена Максимовна студентка 3 курса бакалавриата, факультет химической технологии и биотехнологии, Московский Политехнический университет Россия, г. Москва e-mail: kkortienko@gmail.com Лебедева Мария Сергеевна, студентка 3 курса бакалавриата, факультет химической технологии и биотехнологии Московский Политехнический университет Россия, г. Москва Научный руководитель: Железнякова Марина Витальевна старший преподаватель кафедры физического воспитания Московский Политехнический университет, Россия, г. Москва ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Аннотация: В данной статье рассматриваются некоторые аспекты обучения студентов с нарушениями зрительной функции (слепых и слабовидящих) – их особенности, подход к образованию и способы минимизации стресса для них. Описаны наиболее распространённые способы психолого- педагогического сопровождения студентов-инвалидов в общем и незрячих/слабовидящих студентов, в частности. Ключевые слова: инклюзивное образование, незрячие студенты, сниженный уровень зрения, студенты с нарушением зрительной функции, особый подход в обучении. Pechnikova Elena Maksimovna 3rd year bachelor student, Faculty of Chemical Technology and Biotechnology, Moscow Polytechnic University, Russia, Moscow Lebedeva Maria Sergeevna, 3rd year bachelor student, Faculty of Chemical Technology and Biotechnology 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru Moscow Polytechnic University, Russia, Moscow Scientific adviser: Zheleznyakova Marina Vitalievna, senior lecturer of the Department of Physical Education Moscow Polytechnic University, Russia, Moscow PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENTS. SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS OF VISUALLY IMPAIRED STUDENTS Abstract: This article discusses some aspects of teaching students with visual impairments (blind and visually impaired) – their features, approach to education and ways to minimize stress for them. The most common methods of psychological and pedagogical support of students with disabilities in general and blind/visually impaired students in particular are described. Key words: inclusive education, blind students, reduced level of vision, students with impaired visual function, a special approach to learning. Высшее образование должно быть доступным для всех слоёв населения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями, поскольку законодательство Российской Федерации предполагает равенство всех групп населения в возможности получения этого образования. Качественное обучение инвалидов может обеспечить их полноценное участие в жизни общества, полную социализацию и профессиональную самореализацию. Именно поэтому данная тема актуальна в наше время. В этой статье будут рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся психолого-педагогических нужд студентов с нарушением зрительной функции (как частичное, так и полное отсутствие зрения является крайне серьёзным препятствием на пути к получению образования). Существует официальная классификация, разделяющая людей с нарушениями зрительной функции, на несколько групп по степени потери зрения [3]: • к слепым относятся лица, острота зрения которых находится в пределах от 0 % до 0,04 %; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru 2 • люди с остротой зрения от 0,05 % до 0,2 % входят в категорию слабовидящих; • к категории лиц с пониженным зрением (или с пограничным зрением между слабовидением и нормой), – это лица с остротой зрения от 0,5 (50 %) до 0,8 (80 %) на лучше видящем глазу с коррекцией. Главной проблемой вышеперечисленных групп, конечно, является полная или частичная потеря зрения, не позволяющая получать визуальную информацию, соответственно, крайне ограничивающая возможность человека усваивать программу. По современным данным, человек воспринимает 80% окружающей его информации через зрение [1], то есть основной инструмент обучения для таких студентов недоступен, что делает получение образования затруднительным. Однако не стоит забывать и о других аспектах, усложняющих жизнь слепых и/или слабовидящих студентов – из-за ограничений усиливается эмоциональное напряжение и повышается уровень стресса, социализация проходит гораздо тяжелее, зачастую для таких обучающихся сам поход в институт и поиск нужной аудитории является огромным испытанием. Кроме того, нужно помнить о различиях в восприятии между полностью здоровым человеком и человеком с ограниченными возможностями – способность создавать визуальные образы или использовать визуальные приёмы запоминания частично или полностью отсутствует, мироощущение отличается от стандартного, контакт с преподавателями в этих условиях может быть практически невозможным. Слепой без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью ввиду отсутствия или неполного/искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними [3]. Слабовидящий (или с пониженным зрением) человек, чаще всего, имеет проблемы со зрительным контролем, восприятием зрительной информации, запоминанием зрительных образов. Все эти пункты обуславливают необходимость особого подхода к студентам из этих категорий. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru 3 Существует множество способов облегчить студенту с нарушением зрительной функции процесс обучения. В этой статье будут затронуты только самые распространённые и необходимые из них. Система сопровождения студентов с ограниченными возможностями включает в себя психологическое сопровождение и педагогическое сопровождение [3]. К наиболее эффективным психологическим способам сопровождения относятся: • создание адаптационных программ для борьбы со стрессом; • проведение социально-психологических тренинговых программ для развития коммуникативных, ассертивных, творческих умений; • обучение студентов-инвалидов приемам саморегуляции; • создание условий для получения студентами с ОВЗ адекватной и своевременной психологической помощи; • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации. Данные способы психологического сопровождения [5] универсальны для всех типов инвалидностей и активно применяются в заведениях, где практикуется инклюзивное образование. Самые распространённые способы педагогического сопровождения для студентов с нарушениями зрительной функции также универсальны для всех типов студентов с ОВЗ. К ним относятся [4, 5]: • использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения; • особая пространственная и временная организация образовательной среды; • увеличение времени на выполнение практических работ. Наибольший интерес в помощи студентам со зрительной дисфункцией представляют специфичные способы подхода к их образовательному процессу, а именно: 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru • целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития остальных органов чувств; • целенаправленное руководство осязательным восприятием; • необходимость формирования компенсаторных способов деятельности; • изучение особых способов донесения информации, например, шрифт Брайля; • активное использование в процессе обучения речи как средства компенсации нарушенных функций. Кроме всего вышеперечисленного, относящегося, скорее, к традиционным способам психолого-педагогического сопровождения незрячих и/или слабовидящих студентов, стоит упомянуть ещё и некоторые новейшие способы, появившиеся только благодаря современному уровню развития техники и её общедоступности. В пример можно привести специальные системы тифлотехники, благодаря которой незрячие люди могут создавать и обрабатывать тексты, читать плоскопечатную литературу, переводить обычные тексты в Брайль, пользоваться различными базами данных, электронной информацией и Интернетом. Доступ осуществляется либо через брайлевский дисплей, либо через синтезатор речи [2]. Исходя из всего вышеописанного, можно сделать вывод, что студенты с нарушениями зрительной функции, так же, как и все остальные люди, имеющие законное право на получение высшего образования, нуждаются в особом подходе в процессе обучения. Определение и изучение особенностей психики слепых и слабовидящих, понимание этих особенностей со стороны преподавателей, правильная организация процесса обучения и подготовка специальных условий обучения (спецпрограмма, тифлотехника, обучение специалистов по работе с такими студентами, формирование группы психологической помощи и др.) дает возможность создать условия для обеспечения качественной подготовки слепых и слабовидящих к профессиональной деятельности. Однако на данный момент ещё только предстоит найти оптимальную стратегию по работе со студентами-инвалидами, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru 5 позволяющую минимизировать их стресс и максимально сократить различия между ними и полностью здоровыми студентами. Список литературы: 1. Вольфсон Ю. Р., Вольчина А. Е. Визуальное восприятие в современном обществе или куда движется галактика Гуттенберга? // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 4 (48). С. 177-189. 2. Лебедева С. С. Библиотеки для лиц с проблемами зрения как компонент системы непрерывного образования и фактор повышение качества социально- образовательных и социально-культурных услуг // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 2 (10). С. 115-125. 3. Обучение студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для преподавателей МГПИ / сост. О. В. Бобкова; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2017. 91 с. 4. Коновалова М.Д., Щетинина Е.Б. Психолого-педагогическое сопровождение студентов: учеб.-метод. пособие. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. 24 с. 5. Адушкина К.В., Лозгачёва О.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: учебное пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2017. 162 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2023 https://tribune-scientists.ru 6