- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2023"
Автор(ы) статьи: Юсупова К.А.
PDF файл статьиУДК 616.22 Юсупова Кристина Алексеевна студентка 2 курса магистратуры, Институт педагогики, психологии и физической культуры, Курганский государственный университет Россия. г. Курган e-mail:kristina.yusupova.95@mail.ru ОСОБЕННОСТИ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Аннотация: В данной статье мы рассмотрим особенности предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ключевые слова: предикативный (глагольный) словарь, ОНР (общее недоразвитие речи), активный и пассивный словарь, семантическая структура слова. Yusupova Kristina Alekseevna 2nd year master student, Institute of Pedagogy, Psychology and Physical Culture, Kurgan State University Russia. Kurgan FEATURES OF PREDICATIVE VOCABULARY IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT Abstract: In this article we will consider the features of predicative vocabulary in older preschool children with general speech underdevelopment. Key words: predicative (verbal) dictionary, ONR (general underdevelopment of speech), active and passive vocabulary, semantic structure of the word. Развитие речи имеет немаловажное значение для формирования познавательной деятельности ребёнка, для социализации и для полноценного общения с другими людьми. Усовершенствование лексики в онтогенезе вызвано связью ребенка с окружающим миром через чувственное восприятие мира и речевой деятельностью взрослых, их общением с ребёнком [1]. Развитие лексики определяется социальной средой, где находится и воспитывается ребёнок. По мере развития психических процессов, расширения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribunscientists.ru 1 контактов с окружающим миром, обогащения опыта ребёнка формируется его словарь. Если недостатки словаря не выявлены в дошкольный период, то во время школьного обучения они становятся причиной трудностей, и неуспеваемости. Становления словаря оказывает огромное влияние на развитие компонентов языковой системы и формирование речевой коммуникации ребенка [2]. Словарь является необходимым условием для развития грамматического строя речи, и умения построить связное высказывание. У ребенка 5-6 лет игровая деятельность остаётся одной из ведущих, и потому целесообразно ввести в процессы диагностики и обучения игровые моменты, а процесс обучения требует дополнительного усилия со стороны педагога. Процесс освоения предикативного словаря детьми с общим недоразвитием речи остается сложным и медленным процессом [3]. Нарушения процессов развития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи у детей 5-6 лет проявляются в ограниченном словарном запасе, неточном употреблении слов, в смысловых заменах, неумении подобрать антонимы, синонимы, обобщающие слова. Дети понимают значение многих слов, однако использование их в свободной речи затруднено. У детей наблюдаются трудности при подборе синонимов и антонимов к большинству слов, что объясняется маленьким словарным запасом, неумением выделить в структуре значения слова основной признак, сопоставить слова по существенному признаку. Задания на подбор синонимов и антонимов выполняются детьми при условии активного поиска слова с одинаковым или противоположным значением. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам [4]. В этом случае, ребенок повторяет только первоначально приобретенные им слова, но упорно отказывается от слов, которых нет в его активном лексиконе. Такая «остановка» может иметь место при нормальном развитии речи, но не более чем Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribunscientists.ru 2 в течение 5-6 месяцев после появления первых 3-5 слов. Таким образом, первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речью. Признаком лексических нарушений речи являются частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, то есть неточное их употребление (санки - лыжи; кровать - диван; стул - кресло - табуретка; бегать - ходить - ползать) и свидетельствуют как о бедности словарного запаса ребенка, так и о недостаточно точном понимании им значений слов [5]. Так же длительное припоминание слов при назывании изображенных на картинках предметов и действий или при ответах на вопросы взрослого также свидетельствует о нарушениях лексики. Это говорит о недостаточно прочном усвоении многих слов. Ребенок вынужден «разыскивать» их в своей памяти. Процесс поиска слова осуществляется медленно, недостаточно автоматизировано, на его течение влияют смысловые и звуковые ассоциации. Поиск нужного слова осуществляется на основе звукового образа слова, что часто приводит к использованию слова близкого по звучанию, но другого значения (например, кисть – куст, паровоз – пароход). Лексические замены часто вариативны, что объясняется преобладанием слухового контроля над произносительными и кинестетическими образами слов. Частые перестановки слогов и звуков в словах детьми свидетельствуют о нарушении структуры слова. Одной из выраженных особенностей детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значение многих слов; объём пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Бедность словаря проявляется в том, что дошкольники с общим недоразвитием речи к шести годам не знают многих слов: названий деревьев, животных, ягод, рыб, цветов, птиц, профессий, частей тела, инструментов и т.д. У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляются трудности в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribunscientists.ru 3 назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников. В глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, умываться, купаться, идти, одеваться и т. д.). Значительно сложнее усваиваются слова обобщённого, отвлечённого значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др. Нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря. Понимание и использование слов носит ситуативный характер. Наиболее распространёнными являются замены слов, относящиеся к одному семантическому слову. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось – олень, тигр – лев, оса – пчела, тыква – дыня, мандарин – апельсин, весна – осень, ресницы – брови и др.). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространёнными, например, являются такие замены: высокий – длинный, пушистый – мягкий, узкий – тонкий, короткий – маленький и т.д. В заменах глаголов наблюдается неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – лезет, воркует – поёт, чирикает – поёт и т.д.). Таким образом, предикативный словарь детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей: ограниченность словаря, трудности его актуализации, неточность употребления слов, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, трудности изменения глаголов по родам и временам, неумение образовывать глаголы единственного и множественного числа, трудности в дифференциации и образовании глаголов совершенного и несовершенного вида, в дифференциации и образовании Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribunscientists.ru 4 противоположных по значению глаголов, образованных приставочным способом. Список литературы: 1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоцион. предпосылки освоения яз.кн. для логопеда. М.: Просвещение, 1987. 159 с. 2. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРТ-ЛТД, 1998. 316 с. 3. Тулейкина М.М. Закономерности развития словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения. 2014. № 1. С. 127-137. 4. Шестакова Н.В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т 13. С. 66-70. 5. Яшина К.И. Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 3-4. С. 57. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2023 https://tribunscientists.ru