- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА СРЕДНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2022"
Автор(ы) статьи: Мельников В.А., Лисьева Е.В.
PDF файл статьиУДК 377.5 Мельников Вадим Анатольевич, преподаватель, Кемеровский кооперативный техникум Россия, г. Кемерово e-mail: v.melnikov@coopteh.ru Лисьева Евгения Викторовна, преподаватель, Кемеровский кооперативный техникум Россия, г. Кемерово ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА СРЕДНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: Статья посвящена анализу практико-ориентированного обучения как основы средне профессионального образования. В статье проанализировано действующее законодательство в сфере образования. Рассматриваются понятия практико-ориентированного обучения. Делаются выводы, о том что государственная политика в сфере образования направлена на переход к практико-ориентированному обучению. Ключевые слова: обучение, 273-ФЗ, государственная программа развития образования, практика, практико-ориентированное обучение, кадры. Melnikov Vadim Anatolyevich, teacher, Kemerovo Cooperative College Russia, Kemerovo Listyeva Evgeniya Viktorovna, teacher, Kemerovo Cooperative College Russia, Kemerovo PRACTICE-ORIENTED TRAINING AS THE BASIS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION Abstract: The article is devoted to the analysis of practice-oriented training as the basis of secondary vocational education. The article analyzes the current legislation in the field of education. The concepts of practice-oriented learning are considered. It is concluded that the state policy in the field of education is aimed at the transition to practice-oriented learning. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 1 Key words: training, 273-FZ, state program for the development of education, practice, practice-oriented training, personnel. Впервые попытки внедрить практико-ориентированное обучение в России предпринял Лев Николаевич Толстой. Он создал школу так называемого «свободного обучения». Он полагал, что ученик должен обладать свободой выбора, чему и как он хочет учиться, а главным аспектом усвоения материала Л.Н. Толстой считал наличие четкого понимания учеником смысла обучения и осознания жизненной значимости изучаемого материала. Свобода – условие и результат сотрудничества между учителем и учеником [1]. Что же из себя представляет практико-ориентированное обучение? В литературе выделяют три подхода к пониманию практико- ориентированного обучения. Так, Ю. Ветров, Н. Клушина считают, что под практико-ориентированным обучением следует понимать формирование опыта практической деятельности учащихся при погружении в среду, близкую к профессиональной, в процессе практических занятий [2]. Т. Дмитриенко, П. Образцов утверждают, что практико-ориентированное обучение это использование профессионально-ориентированных технологий и методик обучения моделирования фрагментов профессиональной деятельности [2]. Ф. Ялалов полагает, что практико-ориентированное обучение направлено на приобретение опыта практической деятельности с целью достижения «учебных» целей. В данном случае мотивация к изучению теоретического материала идет от потребности в решении практических вопросов [2]. Следовательно, из вышеизложенного можно сделать вывод, что практико- ориентированное обучение направлено, прежде всего, на мотивацию обучающегося в изучение нового материала с целью получения практических навыков для своей бедующей профессии. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru Согласно статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование направлено на профессиональное развитие человека и имеет своей целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства [3]. Проанализировав федеральные образовательные стандарты средне профессионального обучения можно сказать, что законодатель отдает большую роль практико-ориентированному обучению, вводя в обиход такие понятия как общие, профессиональные компетенции, знания и умения обучающихся и выпускников. Кроме того, большинство ФГОС уже предусматривают в качестве государственной итоговой аттестации демонстрационные экзамены. Которые представляют из себя в первую очередь проверку практических навыков, приобретенных студентом в процессе своего обучения. ФГОС также предусматривает ежегодное обновление образовательных программ, для учета изменений запросов рынка труда. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 92 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования» определен порядок участия будущих работодателей, в том числе в экспертизе учебных пособий, разработке профессиональных стандартов и т.д. Следовательно, немалую роль в процессе подготовки бедующего специалиста отводится работодателю, ведь в конечном итоге квалифицированный работник нужен именно ему. Таким образом, можно сделать вывод, что среднее профессиональное образование направлено, прежде всего, на подготовку специалиста «практика», уже обладающими определенными навыками. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru В связи, с чем в последнее время, реализуя практико-ориентированный подход в образовании в России проводятся чемпионаты по профессиональному мастерству «WorldSkills Russia», «Профессионалы» и т.д, проводятся демоэкзамены на базе техникумов, принят федеральный проект «Профессионалитет», идет развитие образовательно-производственных кластеров. Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что практико- ориентированное обучение в дальнейшем будет развиваться и совершенствоваться, в связи, с чем педагогам средне профессиональных образовательных учреждений, особенно преподающим профессиональные дисциплины необходимо внедрять и применять практико-ориентированные формы и методы обучения. Cписок литературы: 1. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. 544 с. 2. Просалова В.С. Концепция внедрения практико-ориентированного подхода. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://naukovedenie.ru/PDF/10pvn313.pdf (дата обращения: 28.12.2022 г.). 3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2022 https://tribune-scientists.ru 4