- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОДИНОЧЕСТВО КАК СЛЕДСТВИЕ ОТСУТСТВИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Шаймарданова А.А.
PDF файл статьиУДК 376 Шаймарданова Алия Альфировна студентка 3 курса магистратуры Башкирская академия государственной службы и управление при Главе Республики Башкортостан Россия, г. Уфа e-mail: aliannochkashaymardanova@mail.ru ОДИНОЧЕСТВО КАК СЛЕДСТВИЕ ОТСУТСТВИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются вопросами взаимоотношений в семье, причины одиночества подростков. Ключевые слова: подростки, семья, одиночество, родительское внимание, взаимопонимание, забота, недостаток общения. Shaimardanova Aliya Alfirova 3rd year master student Bashkir Academy of public service and administration under the Head of the Republic of Bashkortostan Russia, Ufa LONELINESS AS A RESULT OF LACK OF PARENTAL ATTENTION Abstract: The article deals with the issues of relationships in the family, the causes of loneliness of teenagers. Keywords: teenagers, family, loneliness, parental attention, mutual understanding, care, lack of communication. Современный мир достиг небывалых высот в создании новых каналов коммуникации [1]. Но как ни странно, люди с такими возможностями связи вдруг стали отдаляться друг от друга и сами страдают от своего одиночества. Особенно сильно недостаток общения сказывается на подрастающем поколении. Зачастую родители думают, что нужно ребенка только одеть и накормить, но это нет так. Каждому ребенку необходим не только уход, еда и тепло, но и общение с родными людьми. Эта социальная потребность может проявляться настолько сильно, что отсутствие такой близости с родными отражается на его физическом и эмоциональном развитии. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru С самого раннего детства, практически с рождения, необходимость общения проявляется достаточно явно. Увидев родителей, даже двухмесячный ребенок жестами и мимикой проявляет радость: он протягивает ручки, улыбается. Пока несознательно малыш реагирует на интонацию родных, внимательно следит за их настроением. Если близкие сердиты или расстроены, он чувствует это и начинает беспокоиться, стремится быть ближе, желая оказаться на руках. В период взросления контакт с родителями особенно важен. Общаясь с ними, наблюдая их взаимоотношения со стороны, ребенок получает неоценимый опыт общения в семье [2]. Проблема недостатка внимания актуальна не только для детей сирот. Полноценные семьи не всегда осознают значимость теплого семейного общения. Здесь дети тоже могут быть одинокими. Ученые утверждают, что значение семьи в становлении личности ребенка так велико, что никакая другая социальная группа не сможет заменить ее [3, 4]. Родители слишком занятые работой, бытовыми проблемами не замечают одиночества своего ребенка. Есть семьи, в которых такая ситуация происходит постоянно. Ребенок привычно остается один, изо дня в день учится быть без родителей и незаметно для себя даже перестает страдать от этого. Он понимает, как они сильно заняты работой, друг другом, другими важными делами. Понимает и изолирует себя от семьи. Он пытается сам решать свои подростковые проблемы, не желает делиться ими с родителями. Общие ценности семьи уходят на второй план, первое место занимают свои собственные цели и интересы. Их достижение – приоритетная задача. Позицию родителей занимают чужие люди: друзья, соседи. Их влияние в этот период на характер и личную жизнь ребенка может быть отрицательным. И в благополучных семьях дети могут перенять вредные привычки от товарищей с улицы именно потому, что стремятся завоевать поддержку, лидерство. Загруженные важными делами родители не замечают перемен в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 2 ребенке, не верят и не понимают как их положительные мальчики и девочки превратились в алкоголиков или наркоманов. Конечно, отсутствие родительского внимания не всегда так критично влияет на судьбу ребенка. Возможно, маленькому человеку удастся совладать с ситуацией одиночества и не сойти с правильного пути, но все же детские ощущения постоянного одиночества, собственной ненадобности не пройдут для него бесследно [5]. Они будут накладывать свой отпечаток на взаимоотношения уже взрослого человека с друзьями, детьми. Психологически станет сложнее строить отношения в собственной семье. Бывают случаи, когда молодые люди вовсе отказывались создавать семьи, либо наоборот стараются прибиться к первому попавшемуся человеку, который проявит заботу и подарит внимание и «мнимую» любовь Работая с детьми из социально неблагополучных семей, я убедилась, что уделяя ребенку достаточно времени, а именно: интересуясь о его проведенном дне, об успехах в учебе, о друзьях, уделяя особое внимание его переживаниям, страхам, даёт возможность нивелировать, в некоторых случаях полностью искоренить негативные последствия в личностном становлении подростков. Как следствие, ребенок будет знать, что его всегда выслушают, поддержат и от этого станет чувствовать себя увереннее, появится чувство «нужности». Ответственным родителям нужно всегда помнить, что невнимание к ребенку может привести к серьезным проблемам, а также понимать свою важную роль в становлении личности главного члена семьи и даже при самой тяжелой загруженности уделять время на игры и беседы с детьми. И тогда маленький человек не будет чувствовать себя одиноким в семейном кругу. Список литературы: 1. Алейникова О.С. Влияние культурного кризиса на проявление социального одиночества в современной России. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. 69 с. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 2. Вербицкая СЛ. Социально-психологические факторы переживания одиночества: дисс. канд. психол. наук. СПб., 2002. 218 с. 3. Кинодо Ж. Приручение одиночества: монография. М.: Киното-Центр, 2008. 255 с. 4. Кирпиков А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте: дисс. канд. психол. наук. М., 2002. 181 с. 5. Киселева В. Подростковое одиночество // Школьный психолог. 2002. № 8. С.36-38. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 4