- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ВОСПИТАНИКИ ДЕТСКИХ ДОМОВ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2022"
Автор(ы) статьи: Яврумян А.С.
PDF файл статьиУДК 37.018.32 Яврумян Анна Сасуновна студентка 5 курса специалитета факультет психологии и специального образования Томский государственный педагогический университет Россия. г. Томск e-mail: yavrumyan2102@mail.ru Научный руководитель: Куровский В.Н. профессор кафедры социальной педагогики, доктор педагогических наук Томский государственный педагогический университет, Россия, г. Томск ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ВОСПИТАНИКИ ДЕТСКИХ ДОМОВ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ Аннотация: В данной статье отражены основные проблемы, с которыми сталкиваются воспитанники детских домов при вступлении в самостоятельную жизнь. Ключевые слова: дети-сироты, проблемы, детский дом, адаптация, самостоятельная жизнь, социализация. Yavrumyan Anna Sasunovna 5th year student of the specialty, Faculty of Psychology and Special Education Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk Scientific advisor: Kurovsky V.N., Professor of the Department of Social Pedagogy, Doctor of Pedagogical Sciences Tomsk State Pedagogical University, Russia, Tomsk THE MAIN PROBLEMS FACED BY CHILDREN FROM ORPHANAGES WHEN ENTERING INTO INDEPENDENT LIFE Abstract: This article reflects the main problems faced by children from orphanages when entering independent life. Key words: orphans, problems, orphanage, adaptation, independent life, socialization. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru В настоящее время проблемы, с которыми сталкиваются воспитанники детских домов при вступлении в самостоятельную жизнь, являются достаточно актуальными. Для воспитанника детского дома сложным этапом в жизни, является жизнь за его пределами (время самостоятельной жизни). Это можно считать неким испытанием того, как он будет адаптироваться к новым условиям жизни, взаимодействовать с окружающими его людьми и вести себя в социальной среде. Что же представляет собой социальная среда? Социальная среда – это система, в которой взаимодействуют все субъекты социума, такие как человек, семья, государство, образовательная организация, предприятия и т.д. Для детей-сирот такой социальной средой является детский дом. Достигнув совершеннолетия воспитанники, покидая стены привычного учреждения, и переходя в новую среду, оказываются недостаточно психологически готовыми. [1, с. 4] Проблемы, которые возникают у выпускников детских домов при адаптации к новой среде вызваны следующими причинами: 1. Социально-психологический портрет выпускника. Основными качествами, которыми обладает воспитанник детского дома являются: незрелость, неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие желание развиваться. По этой причине он чувствует себя одиноким, бессильным и думает, что ни на что не способен. Он готов бежать от всех проблем, даже не попытавшись их преодолеть. Большинство воспитанников не знают свои права и обязанности, не знают, как защищать свои интересы, неспособны принимать самостоятельные ответственные решения. 2. Второй проблемой адаптации воспитанников детских домов к новой среде, можно считать их процесс социализации в обществе. Жизнь стремительно меняется и людям нужно очень быстро подстраиваться под все ее изменения, но не всегда это получается. А особенно сложно это дается воспитанникам детских домов, которые жили в такой среде, в которой процесс познания мира, либо чего- то нового протекает очень медленно, следовательно и возникают проблемы в социализации. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 2 Всвоей работе «Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома» М.Ю. Ефремова выделяет четыре основные источники, с которыми связаны трудности социализации воспитанников детского дома: 1) сироты лишены возможности видеть, то как их родители, либо родственники справлялись с различными жизненными трудностями, и как находили пути их преодоления; 2) из-за узкого круга общения в стенах детского дома, у сироты нет возможности быть участником различных социально-ролевых отношений, что приводит к формированию у него особой ролевой позиции — позиции сироты; 3) когда ребенок с раннего возраста лишается матери и материнской ласки - это отрицательно сказывается на его отношение и доверие к обществу, которое проявляется в агрессивности, недоброжелательности и т.д. 4) в детском доме над ребенком осуществляется контроль в лице воспитателя, а в обществе данную роль должен выполнять он сам, но у него отсутствует внутренний самоконтроль, следовательно он неспособен управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение [2, с. 2]. Попрощавшись с детским домом, сироты не могут решить некие проблемы, которые появляются на их жизненном пути. Опираясь на жизненный опыт, бывают случаи, когда даже самые лучшие детские дома не могут сформировать в ребенке, те навыки и умения, которые были бы необходимы для полноценной самостоятельной жизни. Поэтому многие из них не могут найти себе достойное место в жизни и попадают под влияние различных антисоциальных групп. 3. Не мало важной проблемой - является успешное трудоустройство и выбор будущей профессии для сирот. Данный процесс осложнен тем, что у большинства сирот отсутствует мотивация, при поиске работы, недостаточно сформированные навыки коммуникации, неспособность к конструктивному решению проблем, неуверенность в своих силах, отсутствие желание обучаться и работать по какой-либо профессии. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru 3 Так как государство играет важную роль в попечении детей-сирот, то его основной целью является их подготовка к успешной самостоятельной жизни. Для этого государство организовывает различные мероприятия, программы, курсы, тренинги, направленные на формирование тех умений и навыков, которые бы помогли им успешно адаптироваться в обществе. Но к сожалению, ни всегда этого бывает достаточно, ведь не знаешь каким образом тебя встретит новое общество и с какими трудностями придется столкнуться [3, с. 7]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что действительно дети- сироты, после выпуска из детского дома сталкиваются с большим количеством проблем. Следовательно, государству и интернатным учреждениям нужно не только координировать детей в стенах детского дома, но и сопровождать их после выхода за его пределы. Для этого нужно уделить большее внимание постинтернатному сопровождению воспитанников детских домов для их успешной самостоятельной жизни. Список литературы: 1. Гусарова А.Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/208/51125/ (дата обращения: 20.10.2022 г.). 2. Ефремова М.Ю. Проблемы социализации выпускников детских домов // Инновационные направления деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса в МБОУ детском доме им. Талалихина. М.: 2011. С. 2. 3. Зотова И. Поддержка государством социальной адаптации детей- сирот. Социология [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_adaptaciya/socialnaya_adaptaciya_det ey-sirot/ (дата обращения: 20.10.2022 г.). 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 10/2022 https://tribune-scientists.ru