- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА
Статья опубликована в журнале за "Август 2022"
Автор(ы) статьи: Колесникова Л.А.
PDF файл статьиУДК 373.24 Колесникова Людмила Александровна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72 «Акварель», Россия, г. Старый Оскол e-mail: fannymilla00@gmail.com РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА Аннотация: Статья посвящена изучению артикуляционной гимнастики как средство развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста на всех этапах его формирования. Артикуляционная гимнастика рассматривается как подготовка артикуляционного аппарата к выполнению полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Ключевые слова: развитие, речь, формирование, артикуляция, гимнастика. Kolesnikova Lyudmila Alexandrovna educator Municipal budgetary preschool educational institution kindergarten №. 72«Aquarelle», Russia, Stary Oskol THE ROLE OF ARTICULATION GYMNASTICS IN THE DEVELOPMENT OF A CHILD'S SPEECH Abstract: The article is devoted to the study of articulatory gymnastics as a means of developing sound pronunciation in preschool children at all stages of its formation. Articulatory gymnastics is considered as the preparation of the articulatory apparatus to perform full-fledged movements and certain positions of the articulatory organs necessary for the correct pronunciation of sounds. Key words: development, speech, formation, articulation, gymnastics. При рождении не обладает речевыми навыками, речь формируется у него постепенно, вместе с его ростом и развитием. Способность ясно и четко выражать свои мысли имеет важное значение для формирования полноценной личности. Ребенок с четкой и правильной дикцией легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, ему проще донести свои мысли и желания до Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 1 окружающих. Невнятная речь очень сильно затрудняет взаимопонимание с окружающими, что может повлиять на общее развитие ребенка и его характер. Правильная и четкая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению. Недостатки речи приводят к неуспеваемости, порождают у ребенка неуверенность в себе [1]. Образование звуков происходит при помощи комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Формирование различных звукообразующих кинем дает предпосылки к освоению всех речевых звуков, которые невозможно сформировать при их отсутствии. При этом важно правильно произносить звуки не только изолированно, но и в общем речевом потоке. Это значит, что речь является сложным двигательным навыком, который взрослые должны формировать у ребенка. Артикуляция человека неразрывно связана с работой большой группы мышц, включающей в себя жевательные, глотательные и мимические мышцы лица и гортани. Процесс звукообразования также связан с работой органов дыхания. Следовательно, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают упражнения для всех органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса и грудной клетки. Артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо проводить ежедневно, для стойкого закрепления навыка. Каждое занятие должно содержать 2-3 упражнения длительностью не более 5 минут. Динамичные упражнения выполняются в 5-7 повторов, статичные с удержанием определенной артикуляционной позы выполняются 10-15 секунд. Артикуляционные упражнения с детьми проводятся в игровой форме, постепенно усложняя упражнения. Если у ребенка возникают сложности с выполнением определенного упражнения, следует отработать его до успешного выполнения, прежде чем приступать к выполнению нового упражнения. В выполняемый комплекс упражнений можно включить только одно новое упражнения, остальные выполняются для повторения и закрепления ранее полученных навыков. Артикуляционную гимнастику лучше проводить в положении сидя. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 2 Именно в этом положении ребенку проще держать спину ровной, а тело расслабленным [2]. Самым подвижным артикуляционным органом является язык. Самые подвижные части языка это его передняя часть и кончик. Далее по степени подвижности идут боковые края языка. От степени подвижности этих частей языка зависит качество формирования звуков. Все артикуляционный упражнения объединены в комплексы, для формирования правильной артикуляции определенного звука. Комплексы этих упражнений подготавливают артикуляционный аппарат ребенка для правильного положения и движения губ и языка ребенка, помогают формировать хорошую воздушную струю для произношения четкого звука. Все это имеет большое значение для правильного и четкого звукопроизношения [3]. Таким образом, для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Одним из основных приемов формирования правильного, чистого произношения у детей является артикуляционная гимнастика. Список литературы: 1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. М.: Астрель, АСТ, 2006. 58 с. 2. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет. М.: Карапуз, 2003. 8 с. 3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. М.: Каро, 2006. 92 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 3