- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СПО
Статья опубликована в журнале за "Август 2022"
Автор(ы) статьи: Абросимова М.А., Некрасова И.В., Чегулова А.А., Бердникова К.Э., Лехова М.А.
PDF файл статьиУДК 378 Абросимова Мария Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Некрасова Ирина Викторовна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: ira.vaz2109@mail.ru Чегулова Анастасия Андреевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Бердникова Карина Эрфановна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Лехова Марианна Александровна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СПО Аннотация: В статье рассматривается толерантность как одно из направлений воспитательного процесса в СПО. Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, толерантность, СПО. Abrosimova Maria Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru Nekrasova Irina Viktorovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Chegulova Anastasia Andreevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Berdnikova Karina Erfanovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod Lekhova Marianna Alexandrovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod EDUCATION OF TOLERANCE IN THE CONDITIONS OF SPO Abstract: The article considers tolerance as one of the directions of the educational process in SPO. Key words: upbringing, educational process, tolerance, SPO. Понятие «Толерантность» пришло в социальные науки из медицины и связан с процессом адаптации иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. Однако уже Дж. Локк рассматривал толерантность как непосредственную ценность, которая является основой взаимодействия индивидов, которые принадлежат к различным религиозным и культурным традициям, он отмечал, что «любой человек имеет право на выбор собственного мнения и религиозных убеждений» [1]. Толерантность в социальных науках определяется как «внутренне активное отношение, которое проявляется в сострадании, в действии, в диалоге», как «терпение, снисходительность к другому, к интересам, верованиям и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 2 поведению других людей», и как «чувство терпимости к мнению других людей, даже если оно не совпадает с собственными представлениями» [2]. А.Г. Асмолов рассматривает толерантность как социальную норму, определяющую устойчивость в полиэтническом обществе: «Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство культуры, то толерантность представляет собой норму компромисса между культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, исторического права на отличность, непохожесть, инаковость» [1] . Особенно остро стоит вопрос толерантности в юношеском возрасте, так как именно на этот возрастной период приходится идентификация, поиск себя. Так, Л.И. Божович подчеркивает появление у подростка способности и потребности в рефлексии – познать самого себя как личность, обладающую присущими только ей качествами, отличными от качеств других людей [1]. А результатом рефлексии становится, по выражениею Э.Эриксона, «обретение идентичности» - это чувство обретения, адекватности и владения личнотью собственным «Я» независимо от изменения ситуации. Анализ психологических исследований, свидетельствует, что к 18 годам у молодого человека уже сформированы черты характера, выработаны определенные стереотипы поведения, сформирован и определенный уровень толерантности: высокий, средний или низкий. Наблюдения показывают, что успешность прохождения социализации на указанном возрастном этапе отчасти зависит от уровня развития толерантности. Высокий уровень позволяет внутренне подготовиться к предстоящим изменениям, связанным со сменой окружающей действительности и социальной роли, и в дальнейшем жить без значительного нервно-психического напряжения [3]. Особенностями воспитания толерантности юношей и девушек выступают целенаправленный процесс развития познавательного интереса к культуре и обычаям разных народов, работа по повышению уровня знаний о нациях и 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru работа по развитию у воспитанников знаний о слагаемых понятия «толерантность». Список литературы: 1. Бакулина С.Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2014. 112 c. 2. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология: научно-практический журнал. 2013. № 3. С. 51-52. 3. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2014. 175 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2022 https://tribune-scientists.ru 4