- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2020"
Автор(ы) статьи: Кенс М.С.
PDF файл статьиРФ УДК 342.56 Кенс Матвей Сергеевич студент магистратуры Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал) Россия, г. Липецк e-mail: kens2010@yandex.ru СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В Аннотация: Судебная власть – одна из трех ветвей государственной власти, в основе которой лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Будучи ветвью государственной власти, судебная власть обладает всеми атрибутами государственной власти: гласность, принуждение, универсально обязательные решения. В то же время, будучи специфической формой государственной власти, она имеет особенности, которые отличают ее от других ветвей государственной власти: законодательной и исполнительной. Ключевые слова: судебная власть, разделение властей, государственная власть, Конституция РФ, принцип, система, исполнительная власть, законодательная власть. Kens Matvey Sergeevich master student Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (The Lipetsk branch) Russia, Lipetsk JUDICIAL POWER IN THE SYSTEM OF STATE POWER IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The judiciary is one of the three branches of state power, which is based on the principle of separation of powers into legislative, executive and judicial (Article 10 of the Constitution of the Russian Federation). As a branch of state power, the judiciary has all the attributes of state power: publicity, coercion, universally binding decisions. At the same time, being a specific form of state power, it has features that distinguish it from other branches of state power: legislative and executive. Keywords: judicial power, separation of powers, state power, Constitution of the Russian Federation, principle, system, executive branch, legislative branch. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 1 Властью как обязательным элементом любой социальной организации индивидов выполняется функция регулирования и упорядочения совместной деятельности. Власть, как таковая выступает - механизмом, посредством которого могут решаться задачи получения от объектов управления (фактически, обычных людей, нас с вами) желаемого поведения, реализации социальных предписаний, регулирующих требования, предъявляемые к поведению субъектов в данном конкретном обществе, что обеспечивает стабильность и порядок в нем. В соответствии с действующей в нашем государстве организацией государственной власти, таковая воплощается в классической триаде - законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, что всё вместе составляет конституционное регулирование принципа разделения властей в российском государстве. Судебная власть – особый вид государственной власти, связанный с отправлением правосудия. Однако для понимания её правовой природы, нам следует понимать, что судебная власть основана на определенных принципах: 1. Принцип конституционности и законности. Суть данного принципа, как мы её понимаем, - точное и неукоснительное соблюдение Конституции при организации судебной власти и работы судов. Основные положения этого принципа изложены в ч.3 ст.118 Конституции РФ [1], где говорится о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией и Федеральным конституционным законом. А статья 120 гласит о том, что суд принимает решение в соответствии с законом, если обнаружено несоответствие государственного акта закону [2, c. 6]. 2. Принцип самостоятельности и независимости. Судебная власть автономна внешне и внутренне. У нее существуют свои функции и полномочия. Органы судебной власти стабильны в работе. Статус судьи обладает своими особенностями, судья является носителем судебной власти. Судебная власть Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 2 осуществляется судами самостоятельно и независимо, подчиняясь только конституционным нормам и закону [3, c. 115]. Но здесь необходимо отметить, что в реализации этого принципа существуют определенные проблемы, поскольку судьи назначаются непосредственно Президентом Российской Федерации. Таким образом, власть судебная, по нашему мнению, попадает в непосредственную зависимость от власти исполнительной. С другой стороны, данная система назначения судей позволяет избежать возникновения коррупционной составляющей, которая, вероятно, возникла бы в нашей стране в случае выборности судей (как, например, в некоторых штатах США). 3. Принцип государственного (бюджетного) финансирования. Среди принципов организации и деятельности судебной власти особо выделяется принцип государственного финансирования, он закреплен в Конституции в ст. 124. Финансирование судов производится только из одного источника, федерального бюджета. Федеральное бюджетное финансирование обеспечивает полное, свободное, независимое осуществление правосудия [4, c. 21]. 4. Принципы федерализма и единства. Принцип федерализма связан с особенностями устройства государства. Составные части РФ могут участвовать в решении вопросов, касающихся организации судебной власти. Существуют два уровня судебной власти: федеральный и субъектный. В совместном ведении находятся вопросы кадровой политики и установление общих принципов организации системы органов государственной власти, включая судебную. Суть принципа единства в том, что в РФ работает единая судебная система, основанная на соблюдении единых правил судопроизводства, которые применяются всеми судами в РФ [5, c. 424]. Организация судов основывается на Конституции, ФКЗ, ФЗ, принципах и нормах международного права, которые являются общепризнанными, международных договорах РФ, законодательстве субъектов. Исполнение законов обязательно на всей территории РФ. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru Существуют специальные принципы судебной власти: принципы судоустройства, статуса судьи, судопроизводства [6, c. 90]. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что принципы судебной власти как феномена являются наиболее общими по отношению к закрепленным в законодательстве принципам организации и деятельности судебной системы, поскольку носят общетеоретический характер, отличаются фундаментальностью и стабильностью, выступая всеобщей основой для принципов построения судебной системы и осуществления правосудия. Для современной юридической науки очень важно изучать судебную систему, с одной стороны, как независимую, действующую отдельно от законодательной и исполнительной власти, но, с другой стороны, имеющую определенные отношения с ними, действующую на них и выраженную в особом виде отношений [7, c. 15]. Независимость суда не является достаточным условием для стабильной, и хорошо оснащенной судебной системы в правовом государстве. Судебная власть может служить обществу только в том случае, если она наделена необходимой юрисдикцией: она имеет право разрешать любые споры, в которых нарушаются права и свободы граждан и юридических лиц. Гражданское общество должно поручить судебной системе защиту от посягательств на верховенство закона, установленного в государстве, и установление социальной справедливости. Есть много противоречивых и нерешенных вопросов в области конституционного контроля, административного правосудия и непосредственной организации судебной власти. Поэтому изучение судебной системы в системе государственной власти Российской Федерации является важной теоретической и правовой задачей, призванной создать наряду с судебной реформой в стране судебную систему, независимую и независимую от законодательной, которая отвечает требования правового государства, способного эффективно защищать права граждан. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru Список литературы 4 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398. 2. Борисенков А.А. Представления об общественной власти (по Конституции Российской Федерации) // Вопросы политологии. 2015. № 3 (19). С. 5-21. 3. Комаров А.А. Основные пути развития российской судебной системы и Верховного Суда РФ: проблемы и перспективы реформирования // Ростовский научный журнал. 2017. № 4. С. 114-124. 4. Газетдинов Н.И. Правосудие как основная форма реализации судебной власти // Российский судья. 2014. № 6. С. 20- 23. 5. Трофимова Г.А. Система федеральных государственных органов в России // Административное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 423-432. 6. Малахов В. П. Общая теория права и государства. Курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. 271 с. 7. Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Судебная система: состояние и проблемы совершенствования // Арбитражные споры. 2014. № 1. С. 12-19. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2020 http://tribune-scientists.ru 5