- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРИНЦИП ФОРМАЛЬНОГО РАВЕНСТВА И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2018"
Автор(ы) статьи: Ткач А.С.
PDF файл статьиУДК 340.12 Ткач А.С. студент 1 курса магистратуры, Юридический институт Томский государственный университет, Россия, г. Томск ПРИНЦИП ФОРМАЛЬНОГО РАВЕНСТВА И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО Аннотация: В статье рассматривается становление принципа формального равенства, его соотношение с политическим и социальным (реальным) равенством. Автор рассматривает реализацию принципа формального равенства в социальном государстве и приходит к выводу, что государство, реализуя свою социальную функцию, вынуждено отступать от данного принципа, который без создания социальных и экономических условий не способен обеспечить ни социальное равенство, ни социальную справедливость. Ключевые слова: принцип формального равенства, формальное равенство, социальное равенство, политическое равенство, реальное равенство, социальное государство. PRINCIPLE OF FORMAL EQUALITY AND SOCIAL STATE Abstract: The article deals with the formation of the principle of formal equality, its correlation with political and social (real) equality. The author examines the realization of the principle of formal equality in a social state and concludes that the state depart from this principle. This principle is not able to ensure social equality and social justice without creating social and economic conditions. Key words: principle of formal equality, formal equality, social equality, political equality, real equality, social state. Принцип формального равенства в концептуальном виде был описан в работе В.С. Нерсесянца, который рассматривает данный принцип и как метод познания и как сущность права. Формальное равенство предполагает всеобщую равную меру – правило поведения. Формальную свободу всех адресатов данной нормы, наличие закона, содержащего в себе принцип формального равенства, а также претворение его в жизнь [2, с. 29]. Равенство и неравенство – это принципы социальных отношений, характерные для всех цивилизаций. Общество никогда не являлось и не является 1 http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 4/2018 однородной массой, в нем всегда присутствуют дифференцирующие признаки. Считается, что полного равенства нет нигде – ни в природе, ни в обществе. Отметим, что равенство и неравенство неразрывны и взаимосвязаны, это две части единства и борьбы противоположностей. Внутри каждой социальной системы существуют две тенденции – одна стремится к закреплению равенства людей, другая выглядит как стремление к неравенству. Всякая социальная система находится в равновесии, когда две тенденции сбалансированы относительно друг друга. Рассматривая равенство через призму истории, заметим, что история представляет собой процесс перехода от неравенства, даже непризнания части людей субъектами права (рабы рассматривались как объекты права), сословных привилегий к формальному равенству, политическому и социальному равенству. В Древней Греции во времена Платона равенство признавалось внутри сословия, равными были только свободные греки, мужчины. В Средневековой Европе было ярко выражено сословное неравенство, которое сочеталось с равенством перед Богом, появившимся после прихода христианства. Только в период становления буржуазии на первый план выдвинулся тезис о природном равенстве людей. Сословному правопорядку были противопоставлены идеи равенства и свободы. Во времена Французской революции главный упор делался на равенство всех перед законом, равенство гражданских свобод, то есть предоставление всем равного шанса на получение каких-либо благ. Таким образом, все сводилось к юридическому равенству – равенству перед законом. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» – гласила статья 1 Декларации прав человека и гражданина 1789 года [4]. Л. Дьюги, анализируя эту норму, писал о том, что смысл принципа равенства в законодательных актах не предполагает равноправия в политической сфере, равного участия всех в политической жизни, в формировании публичной политической власти [1, с. 351]. http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 4/2018 2 В 1776 году Декларация независимости США провозгласила равенство, но на практике существовало рабство. Формально-юридический смысл признания равенства перед законом реально не уравнивал людей. Потребовалась целая эпоха, чтобы формально-юридическое равенство стало политическим. Таким образом, буржуазные революции достигли формального равенства людей, которое при различных исходных условиях жизни не смогло обеспечить ни равенство политическое, ни социальное, а значит и социальной справедливости. Только во второй половине ХХ века большинству развитых демократических стран удалось достичь политического равенства, когда все взрослое население страны, включая женщин, смогли участвовать в свободных, открытых и честных выборах. Но политическое равенство также может относиться к достижениям принципа формального равенства, так как оно не обеспечивает реального равенства при реализации гражданами пассивного избирательного права, то есть права быть избранным. Еще Ж.Ж. Руссо [3] доказывал недостаточность равенства перед законом, даже при доведении полного равенства в политических правах. Он считал, что необходимо социальное равенство. Чтобы покончить с чрезмерным неравенством он предлагал освободить от налогов тех, у кого есть лишь самое необходимое, и установить высокие налоги для тех, кто живет в роскоши. Равенству формальному, юридическому была противопоставлена идея фактического равенства. Марксизм, опирающийся на позиции Ж.Ж. Руссо, как на представителя французского социализма, предлагал добиться фактического равенства и социальной справедливости посредством национализации всех средств производства и построения коммунистического общества реально равных индивидов. Переходом к коммунизму должен был быть социализм, еще не предполагающий реального равенства, но стремящийся к нему – распределение благ должно было происходить по труду. Конечно, люди не равны в своих http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 4/2018 3 способностях, поэтому объективно необходимым станет различие их трудового вклада, а значит – и благ, которые в результате получит каждый индивид. Но, в отличие от капитализма, коммунизм уже ограничил собственность трудом, то есть не предполагал возможность получения нетрудовых доходов, к примеру, от вложения капитала и получения дивидендов. К сожалению, на практике получилось не фактическое равенство и всеобщая справедливость, а «уравниловка» и бесправие граждан, отсутствие разделения властей, отказ от признания неотчуждаемых прав и свобод граждан. Проблема с равенством и неравенством стоит остро и при формировании социального государства. Принцип формального равенства предполагает лишь равный объем правоспособности независимо от исходных условий, тем самым абстрагируясь от естественных различий: разное состояние здоровья и уровень трудоспособности, разные умственные возможности, различное исходное материальное положение индивидов при рождении. Социальное государство, в свою очередь, предполагает заботу о людях, самостоятельно не способных обеспечить в силу разных причин свои естественные потребности, заботу о детях, которые еще не в состоянии трудиться, заботу о пенсионерах и высокий уровень социального обеспечения, бесплатное предоставление качественных медицинских услуг, качественное и бесплатное образование. Выполнение данных функций государства невозможно без перераспределения доходов, высокого налогооблажения сверхдоходов, недопущения монополизации и поддержки конкуренции. Тем самым государство, выполняя свою социальную функцию, непроизвольно отходит от принципа формального равенства, возлагая на самых успешных членов общества дополнительные обязанности, и предоставляя «слабым» членам общества дополнительные права. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что принцип формального равенства, к сожалению, не способен обеспечить достижения социальной справедливости и реального равенства людей, тем самым 4 http://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 4/2018 формальное равенство, абстрагируясь от фактических различий, отрицает фактическое равенство. Реальное равенство людей необходимо подразумевает не только их равный объем правоспособности, но и создание материальных, социальных условий для реализации этой правоспособности, реализации возможностей успешных людей при учете интересов более «слабых» членов общества. Список литературы: 1. Дьюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М.: ИНФРА-М, 2016. 432 c. 2. Нерсесянц В.С. Философия права. М.: Норма, 2009. 848 с. 3. Руссо Ж.Ж. «Об общественном договоре» [Электронный ресурс] // Жан Жак Руссо. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: http://lib.ru/FILOSOF/RUSSO/prawo.txt_with-big-pictures.html 4. Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. [Электронный ресурс] // Агитклуб. Агитмузей. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/1789/declaration.htm. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 4/2018 5 http://tribune-scientists.ru