- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТЬЮ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2022"
Автор(ы) статьи: Штанке С.М.
PDF файл статьиУДК 159.9.075 Штанке С.М. студент 4 курса факультет психологии и педагогического образования Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова Россия, г. Симферополь e-mail: nata.shtanke@mail.ru ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТЬЮ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Аннотация: В статье рассматриваются некоторые особенности переживания одиночества личностью в виртуальном пространстве. Приводится поэтапное исследование и полученные результаты. Ключевые слова: одиночество, подростковый возраст, виртуальное пространство. Shtanke S.M. 4th year student Faculty of Psychology and Pedagogical Education Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov Russia, Simferopol PECULIARITIES OF EXPERIENCE OF LONELY PERSON IN VIRTUAL SPACE Abstract: The article discusses some features of the experience of loneliness by a person in the virtual space. A phased study and the results obtained are presented. Key words: loneliness, adolescence, virtual space. В научном анализе феномена одиночества обосабливаются две ведущие линии, рассматривающиеся параллельно. С одной стороны одиночество рассматривается как острое негативное эмоциональное состояние человека, сопровождающееся болезненным чувством внутренней несогласованности, потери внутренней целостности, разрыва отношений как с самим собой, так и с внешним миром, что приводит к нарушению привычного образа жизни, снижению социальной активности и, как следствие, оказывает деструктивное влияние на личность, тормозя процессы личностного роста. С другой точки зрения, одиночество рассматривается как необходимый этап самопознания и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 1 самоопределения, источник силы, упор делается на благоприятных возможностях для обогащения внутреннего мира и саморазвития, которые открываются перед человеком наедине с самим собой [1]. Учитывая всеобщую тенденцию в мире на рост и глобализацию, интерес к изучению феномена одиночества усиливается все больше и больше. Этому способствуют многие факторы, но наиболее значительными, безусловно, выступили: всеобщая пандемия, вынужденная самоизоляция, технологизация обучения и, как следствие, перевод многих людей на дистанционный формат обучения и работы, ведение большей части привычной деятельности в виртуальном пространстве. Изучение особенностей переживания одиночества личностью в виртуальном пространстве является одной из актуальных тем в психологии, поскольку виртуальная деятельность пользователей является сложным феноменом, связанным с множеством психологических нюансов, но в первую очередь с одиночеством. Одиночество в виртуально пространстве – это тоска и стремление к общению с другим субъектом. Однако происходит самообман – в виртуальном мире нет реального «Я» и реального «Я» Другого, а только виртуальные объекты, процесс взаимодействия которых не способен преодолеть состояние одиночества. А человек должен отрицать свое «Я» виртуальное, осознать собственную идентичность в реальном мире, осознать собственное одиночество, понять его сущность и взять ответственность за решение этой экзистенциальной проблемы. Социальные сети вызывают у личности привыкание, скрашивая одиночество или отвлекая от повседневных забот, проблем, конфликтов с окружающими. Но жизнь и общение в виртуальном мире – это не решение проблемы одиночества, а лишь временное бегство от нее [2]. С этой позиции одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. Одиночество можно определить как сложное внутреннее и социальное состояние человека, характеризующееся его отчуждением от процессов общественного бытия, существенным снижением уровня социальной 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru активности, эмоциональной подавленностью, уменьшением или утратой социальных контактов, отсутствием духовного родства с другими субъектами деятельности, возникающей вследствие эгоцентрического способа жизни и отрешенности от социума. Для изучения особенностей переживания одиночества личностью в виртуальном пространстве было проведено эмпирическое исследование. Теоретическая модель исследования включает в себя уровневую позицию ощущения одиночества, которая, в свою очередь, позволит определить уровень одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким (три уровня одиночества: низкий, средний, высокий), а также исследовать ведущий тип деятельности в интернете. Виртуальную деятельность, включающую в себя мотивы и направленность пользователей, которые, тем самым, делятся на творческую и потребительскую мотивации, а также на виртуальность, вовлеченность и устремлённость. Также в свою очередь теоретическая модель имеет в своей составной части субъективное ощущение и глубину переживания одиночества, направленность, тип одиночества. На первом этапе исследования с помощью методики для диагностики субъективного ощущения одиночества (Д. Рассела и М. Фергюсона) Были выявлены три группы респондентов: первая группа – респонденты с высоким уровнем переживания одиночества, 10% респондентов, вторая группа – 50% респондентов со средним уровнем одиночества, третья группа – респонденты с низким уровнем одиночества – 40%. Дальнейшие исследования рассматривались относительно выделенных групп. На втором этапе исследования мотивационной составляющей деятельности пользователей была использована методика «Личность в виртуальном пространстве» А.И. Лучинкиной [3]. Согласно полученным результатам для первой группы респондентов с высоким уровнем переживания одиночества характерны высокие показатели по творческой и средние по потребительской мотивации, а также принадлежность к параметру виртуальности. Во второй группе респондентов со средним уровнем Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 3 переживания одиночества выявлено преобладание показателей по потребительской мотивации пребывания в сети – 10 человек, склонность к параметру вовлеченности – 80 %. В третьей группе респондентов с низким уровнем переживания одиночества выявлены преимущественно высокие значения по потребительской мотивация пребывания в сети – 4 человека, 30,8%, высокие показатели по параметру вовлеченности – 76,9%. Далее было проведено исследование степени актуального переживания одиночества и аспекты отношения к нему по методике «Определение вида одиночества» С.Г. Корчагиной. Для респондентов первой группы с высоким уровнем одиночества характерны высокие показатели по шкалам переживание одиночества и зависимость от общения. У второй группы респондентов со средним уровнем переживания одиночества преобладающими показатели были выявлены по шкале зависимость от общения – 46,7% (7 респондентов). В третьей группе респондентов с низким уровнем переживания одиночества выявлены высокие показатели по шкале позитивное одиночество –76,9% (10 человек). На заключительном этапе было проведено исследование по методике «Определение вида одиночества» С.Г. Корчагиной, направленное на определение глубины переживания одиночества, и его вида, которое показало, что в наибольшей степени респонденты первой группы переживают диссоциированный вид одиночества – 100% (2 респондента). Во второй группе респондентам свойственно переживание диссоциированного одиночества – 53,3%. Для респондентов третей группы характерен отчуждающий вид одиночества – 15,4%. Таким образом, по результатам полученных данных можно отметить, что существуют различия между типами переживания одиночества личностей в виртуальном пространстве. 1. Заворотных Е.Н. Социально-психологические особенности одиночества как субъективного переживания: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009. 254 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 4 2. Иванченко Г.В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. М.: Логос, 2008. 424 с. 3. Лучинкина И.С. Методологические проблемы исследования коммуникативного поведения пользователей в интернет-пространстве // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2017. № 4 (40). С. 42-46. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2022 https://tribune-scientists.ru 5