- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2019"
Автор(ы) статьи: Солодовникова О.С.
PDF файл статьиУДК 373.1 Солодовникова Ольга Сергеевна, студентка 4 курса, факультет психологии и специального образования, Самарский государственный социально- педагогический университет, Россия, г. Самара e-mail: solodovnikova.lelya96@mail.ru ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Аннотация: В данной статье рассматривается важность использования дистанционных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное обучение: достоинства, перспективы развития в условиях общеобразовательной школы. Ключевые слова: дистанционное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, школа, система, учитель, ученик. Solodovnikova Olga Sergeevna, 4th year student, faculty of psychology and special education, Samara state social and pedagogical University, Russia, Samara DISTANCE LEARNING FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN SECONDARY SCHOOLS Abstract: The article deals with the importance of using remote technologies in teaching children with disabilities. Distance learning: advantages and prospects of development in a secondary school. Keywords: distance education, children with disabilities, school, system, teacher, student. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. Каждый ребенок – это уникальная личность. В обществе есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 1 Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ), обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [1]. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики [2, 3]. В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья [1]. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования. Дети с особенностями развития не должны быть изолированы от общества, у них должна быть возможность получить качественное образование. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии». ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [2]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 2 Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности. Учитель должен овладеть приемами и технологиями ДО на профессиональном уровне, стать тьютором-наставником, а для этого следует пройти необходимую подготовку и обучение. При разработке состава и структуры учебно-методического наполнения следует учитывать следующее: - специфику представления учебной информации на экране компьютера - специфические требования к учебному процессу по дистанционной форме; - соответствующие ограничения времени, школьник может проводить за компьютером необходимость обеспечения доступности дистанционных учебных курсов при существующих ограничений компьютерных коммуникаций и технических характеристик компьютерного оборудования, установленного на рабочих местах учителей и учеников. Выбор учебного заведения и формы обучения является правом и ответственностью родителей. На индивидуальную форму могут быть зачислены ученики, когда они: - по состоянию здоровья не могут посещать учебное заведение; - проживают в селах и поселках, количество учеников в классе составляет менее 5 человек; - проживают в зоне вооруженного конфликта; - являются иностранцами или лицами без гражданства. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru Наличие инвалидности или любой другой диагноз не является основанием для зачисления на индивидуальную форму обучения. Только невозможность посещать учебное заведение, подтвержденная ВКК (врачебно- консультативной комиссией), дает родителям возможность написать заявление о приеме на индивидуальную форму обучения. Инвалидности отличаются. Ребенок может, например, ждать протеза на ногу, но одновременно иметь возможность учиться в коллективе. Или же ребенок со слуховым аппаратом, который сидит на передней парте, ребенок- правша с протезом левой руки или ребенок, которому нужно дважды в день принимать лекарства в строго определенное время. Это означает, что ребенок с инвалидностью может не иметь особых образовательных потребностей. Также отметим, что индивидуальная форма обучения сейчас может быть с частичным посещением занятий, способствует интеграции ребенка в коллектив. Дистанционное обучение дает большой простор для творчества учителя. Активная работа с электронными средствами информации позволяет учителю идти в ногу со временем, совершенствовать свое педагогическое мастерство. Образовательные услуги предоставляются в дополнительный от учебы время в период отсутствия ученика в школе. Подготовленный учителем - предметником учебный материал размещается на портале "Классная оценка" в разделе "Дистанционное обучение" с использованием сети Интернет. Выкладка материала осуществляется в соответствии с государственным стандартом и образовательным уровнем учащихся. В начале предложенного материала учитель отмечает цель урока, ожидаемые результаты. При подборе учебного материала используются веб-ресурсы, видеоролики, мультимедиа, онлайн- тестирование, анимация, материал из Википедии. Материал излагается в яркой форме, влияет на мотивацию обучения. Рядом с учебно-познавательными, готовятся задачи практического направления и задачи на проверку знаний. Не остаются без внимания учителя 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru здоровьесберегающие упражнения, которые рекомендуются выполнять ученику во время работы над темой урока. Ученик выполняет задания в удобное для него время. Он самостоятельно работает над теоретическими вопросами и практическими заданиями, имеет возможность проверить полученные знания через систему тестовых заданий, оценить свою работу по теме урока и радоваться успеху открытия нового. Учитель следит за выполнением учеником задач, вносит коррективы, консультирует, находит новые формы дистанционного изложения учебного материала. Современное обучение, особенно дистанционное, тяготеет к индивидуализации. Во время очного обучения каждый может задать вопрос и сразу получить ответ, а ученик, находящийся на расстоянии, не имеет такой возможности. Со временем у него может погаснуть интерес, ослабнуть внимание к предмету. Ребенку трудно самостоятельно обучаться, поскольку он не находится в коллективе, где существует еще и такой стимул, как конкуренция или просто проведение дискуссий по определенным вопросам. Поэтому для дистанционного обучения очень важно связь учитель-ученик. В запланированный день и время в режиме онлайн происходит взаимодействие между участниками учебно-воспитательного процесса, при котором ученик находит ответы на непонятные вопросы и имеет возможность мгновенно получить консультацию учителя. Учителя очень быстро отвечают на письма; хвалят оперативность своих учеников; устанавливают график общения в режиме on-line и четко ему следуют; создают атмосферу психологического комфорта, благоприятный эмоциональный настрой. Для педагога как психолога важно знать каждого ученика, его особенности: интроверт ученик или экстраверт, мыслит он логично, рационально или эмоционально. Необходимо иметь четкое представление об уровне развития ребенка, его актуальных и потенциальных возможностях, потребностях и жизненных ориентирах. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru Выставление баллов за знания детям с особыми образовательными потребностями и льготных категорий, которые получают дополнительные образовательные услуги по дистанционной форме обучения, осуществляется в журнале учета индивидуальных занятий с последующей корректировкой оценки в классном журнале в пользу ученика. Ученик чувствует, что его преподаватель не строгий контролер, а хороший учитель, который всегда поможет. Дистанционное обучение в глобальном образовательном пространстве выступает как эффективное дополнение традиционных форм образования, как средство частичного решения ее насущных проблем, в частности, дает возможность ученикам с особыми образовательными потребностями и ученикам льготных категорий практически применять приобретенные умения и навыки в процессе социализации. Использование инновационных технологий сопровождения положительно влияет на процесс обучения и воспитания детей, которые получают равный доступ к качественному образованию через возможность учиться в областной школе дистанционного обучения, а именно: работать с персональным компьютером, анализировать и обрабатывать информацию из сети Интернет, получать консультации различных педагогов через Интернет- общения и персональные блоги, проводить онлайн-тестирование своих знаний и тому подобное. Кроме того, для успешного осуществления процесса дистанционного обучения постоянно совершенствуются технологические аспекты организации образовательной деятельности школьников, включающие в себя различные приемы работы в форуме, чате, теле- и видеоконференциях, а также с электронной почтой и другими коммуникационными средствами. Использование информационно-коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения является эффективным решением проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует созданию безбарьерной среды для детей с ОВЗ и получению ими качественного образования. К таким детям нужен Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 6 индивидуальный подход, некоторая специфика при обучении. И это может дать ребенку с ОВЗ дистанционное обучение, которое позволит ему найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Концепция развития образования РФ до 2020 г. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.irorb.ru/files/kafedri/pedagogi/konc_razv_obr_RF_do_2020.pdf (дата обращения: 30.12.2019 г). 4. Документы по ФГОС детей с ОВЗ [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://minobr.gov-murman.ru/activities/modernization/fgos-ovz/fgos- doc.php (дата обращения: 30.12.2019 г). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2019 http://tribune-scientists.ru 7