- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2022"
Автор(ы) статьи: Мелешко А.В., Копнина В.А.
PDF файл статьиУДК 376.37 Мелешко Александра Викторовна, студентка 1 курса магистратуры Институт педагогики, психологии и физической культуры Курганский государственный университет Россия, г. Курган e-mail: avika2040@gmail.com Копнина Виктория Андреевна студентка 1 курса магистратуры Институт педагогики, психологии и физической культуры Курганский государственный университет Россия, г. Курган Научный руководитель: Дубовская Вера Александровна кандидат педагогических наук, доцент Институт педагогики, психологии и физической культуры Курганский государственный университет Россия, г. Курган ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ Аннотация: В статье представлен краткий анализ состояния языковой компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Ключевые слова: языковая компетенция, общее недоразвитие речи. Meleshko Alexandra Viktorovna, 1st year master student Institute of Pedagogy, Psychology and Physical Culture Kurgan State University, Russia, Kurgan Kopnina Victoria Andreevna, 1st year master student Institute of Pedagogy, Psychology and Physical Culture Kurgan State University, Russia, Kurgan Scientific adviser: Dubovskaya Vera Aleksandrovna, candidate of sociological sciences, associate professor Institute of Pedagogy, Psychology and Physical Culture Kurgan State University, 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru Russia, Kurgan FEATURES OF LANGUAGE COMPETENCE IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF LEVEL 3 Abstract: The article presents a brief analysis of the state of language competence in older preschoolers with general speech underdevelopment. Keywords: language competence, general underdevelopment of speech. В настоящее время все большее количество детей испытывают трудности в речеязыковом развитии, что в свою очередь негативно сказывается на процессе их социализации. Актуальность проблемы исследования языковой компетенции у детей с общим недоразвитием речи (третий уровень) имеет важное значение в реализации и развитии личности детей. Установлено, что овладение, обширного спектра познаний, в мире совершается при помощи усвоения языка, в первую очередь, введения человека в социум, взаимодействия с другими людьми, то есть в следствии общения. Термин «Общее недоразвитие речи» это - системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй [1, с. 207]. Проведем анализ понятия «языковой компетенции». С точки зрения М. Н. Вятютнева, языковая компетенция - «это приобретенное интуитивное знание небольшого количества правил, которые лежат в основе построения глубинных структур языка, преобразуемых в процессе общения в разнообразные высказывания, т. е. в поверхностные структуры. Знание правил не означает обязательного умения формулировать их» [2, с. 64]. По утверждению автора, языковая компетенция - это лишь звено в процессе овладения языком. Развитие только языковой компетенции недостаточно для речевой практики. Таким образом, владение языком включает в себя языковую и коммуникативную компетенции. Голландский ученый Ян Ван Эк рассматривает языковую компетенцию как способность создавать и интерпретировать грамматически правильные 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru высказывания, состоящие из слов, употребленных в своем традиционном, внеконтекстном значении, т. е. в значении, которое придают этим словам носители языка. Вместе с тем, исследователь признает, что языковая компетенция является основой коммуникативной способности для любого уровня ее сформированности [3, с. 536]. Уже в первые годы жизни ребенка в речи ребенка происходят огромные изменения: развитие речевых реакций, улучшение подражания, понимания; ребенок использует свои первые слова. На втором году продолжается улучшение понимания и подражания, активный словарный запас быстро увеличивается; на третьем году словарный запас увеличивается еще больше, словарный запас конкретизируется, происходит адекватное использование грамматических форм, и ребенок уже использует различные синтаксические конструкции. В возрасте пяти лет речь в ее основах уже фонетически и грамматически развита - все звуки родного языка произносятся точно, накоплен достаточный словарный запас, усвоены основы грамматических конструкций языка; ребенок овладел навыками диалога, есть также определенные навыки в формировании монолога, которые позволяют свободно общаться с людьми. В структуре языковой компетенции выделяется ряд компонентов (Ян Ван Эк). Фонологический компонент включает в себя совокупность фонем и их вариантов, артикуляционно-акустических характеристик фонем, фонетической организации слов (слоговой структуры, словесного ударения), фразового ударения, ритма, интонации и т.д. У ребенка с общим недоразвитием речи нарушены все стороны речи, что и проявляется в недоразвитии данного компонента. Лексический компонент заключается в знании словарного состава языка: отдельных слов, включая все части речи, в том числе многозначные полисемичные, закрытые тематические группы слов. Семантический компонент трактуется как знание способов выражения значения слова и умение использовать данные способы в процессе 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru коммуникации. У детей в некоторых случаях присутствуют пробелы в понимании смысла сказанного. Грамматический компонент подразумевает знание грамматических элементов языка и умение оперировать ими. У детей с ОНР 3 уровня нарушение данного компонента проявляется в патологической способности понимать и конструировать высказывание, оформлять его в виде фраз и предложений, построенных в соответствии с правилами родного языка. Отмечается необходимость усвоения как морфологии, т.е. внутренней организации слов и различных способов формообразования, так и синтаксиса, а именно сочетаемости и порядка следования слов в предложении [4, с. 272]. Как уже было сказано выше, языковая компетенция содержит грамматические, фонематические, орфографические и лексические средства. Развитие языковой компетенции у детей с общим недоразвитием 3 уровня содействует формированию двух компонентов языковой компетенции – грамматического и смыслового. За формирование грамматического компонента отвечает правильность построения предложений и правильность речи ребенка. Смысловой компонент включает в себя правила знаний о смысловой сочетаемости слов. Особое внимание уделяется развитию связной речи у детей дошкольного возраста, как монологической, так и диалогической. Часто родители, слишком увлекаясь борьбой за чистоту звука, упускают такой важный аспект, как формирование способности связного повествования. Ребенку довольно сложно строить сложные и подробные фразы. Сюжетная линия рассказа постоянно прерывается из-за потери существенных смысловых элементов. Самостоятельная речевая активность заметно снижается, малышу часто бывает трудно переводить слова из пассивного словарного запаса в активный. Ребенок с ОНР 3-го уровня с трудом находит слова для описания своих любимых игрушек, он обычно ограничивается скупыми определениями и короткими фразами. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 4 Таким образом, языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются запоздание в развитии компонентов языковой компетенции, не только запоздание, но и паталогическое развитие всех компонентов языковой компетенции, что требует обязательного и своевременного вмешательства со стороны логопеда. Список литературы: 1. Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2017. 207 с. 2. Вятютнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2014. № 4. С. 67-76. 3. Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей. М.: МОДЭК, Москов. психол.-соц. ун-т, 2014. 536 с. 4. Вакуленко Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи: учеб.-методич. пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. 272 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 5