- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2022"
Автор(ы) статьи: Царук В.И.
PDF файл статьиУДК 51 Царук Виктория Игоревна студентка 2 курса магистратуры психолого-педагогический факультет Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Россия, г. Симферополь e-mail: vika.tsaruk.99@bk.ru Научный руководитель: Яяева А.М., доцент кафедры начального образования Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Россия, г. Симферополь ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность использования исследовательского подхода в обучении математики в начальной школе. Правильное и рациональное внедрение исследовательского подхода и развитие исследовательских умений на уроках математики в начальной школе. Ключевые слова: исследовательский подход, исследовательские методы, урок математики. Tsaruk Victoria Igorevna 2nd year master student psychological and pedagogical faculty Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol Scientific adviser: Yayaeva A. M., associate professor Department of Primary Education Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol RESEARCH APPROACH IN MATHEMATICS LESSONS IN PRIMARY Abstract: This article discusses the relevance of using a research approach in teaching mathematics in elementary school. Correct and rational implementation of the research approach and the development of research skills in mathematics lessons in elementary school. Keywords: research approach, research methods, mathematics lesson. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru SCHOOL 1 Главной задачей современной школы является формирование и становление всесторонне развитой личности [1]. Это невозможно без исследовательской и продуктивной деятельности ученика. В первые годы обучения ученик должен научиться добывать знания, а не получать готовые ответы, то есть обучения от репродуктивного должно перейти в продуктивное, где у обучающихся происходит активация мыслительной деятельности. Одним из главных и эффективных путей формирования интереса к получению новых знаний и обучению в целом является использование исследовательского метода в обучении. Одним из уроков, где можно активно использовать исследовательский метод, является урок математики. Для многих учеников урок математики является тяжелым, труднопонимаемым и, следовательно, неинтересным уроком [2]. Если ученик не достигает успехов на каком-либо уроке, он теряет интерес к предмету и желание учиться. Задачей учителя, является не допустить этого. Когда ученик поймет, что решение математических задач так же увлекательно, как решение ребусов, головоломок, кроссвордов, математика станет одним из любимых и желанных уроков. Помочь учителю в этом может использование исследовательских методов на уроках математики. Исследовательский метод – это форма организации работы, которая направлена на самостоятельное решение учащимися практических и познавательных задач с неизвестным решением. Использование такой учебной деятельности формирует [3]: - умения творчески работать; - наблюдательность и воображение; - анализировать информацию; - умения выдвигать гипотезы; - умения делать умозаключения и выводы. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru Урок математики, в который включается метод исследования, содержит в себя следующие элементы обучения [4]: 1. Ситуация успеха. Перед учениками ставится задача, которую они могут решить без возникновения затруднений; 2. Проблемная ситуация. Ученикам дается задание, аналогичное предыдущему, но оно нерешаемо до конца. Учащиеся не обладают нужными, для решения этого задания, знаниями; 3. Выявление учебной проблемы. Ученики, осознавшие проблему, озвучивают ее, высказывают, каких знаний и умений им недостаточно для решения этой проблемы, выдвигают предположения о различных путях решении проблемы; 4. Решение учебной проблемы. На этом этапе, как и на предыдущем активнее всего проявляется мыслительная деятельность. Неверные гипотезы убираются, правильные, обоснованные остаются. Введение исследовательского подхода в образовательный процесс происходит поэтапно. Первый этап осуществляется, как правило, в первом классе. Задачами этого этапа являются формирование и развитие умения ставить правильный вопрос, наблюдать, выдвигать гипотезы, знакомство с деятельностью исследователя. Второй этап соответствует второму году обучения. Он направлен на развитие умения самостоятельно определять тему исследования, проводить анализ, сравнение, делать выводы и оформлять результаты своих исследований. На втором этапе идет поддержка исследовательской активности учеников, расширяются их знания об исследовательской деятельности. Третий (заключительный) этап охватывает третий и четвертый классы. На последнем этапе происходит усложнение исследовательских задач с целью обогащения исследовательского опыта, развития исследовательских умений, углубления знаний об исследовательской деятельности и понимания логики исследования. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 3 Внедрение исследовательского метода на уроках математики поможет ученикам не только самостоятельно добывать знания путем синтеза, анализа, наблюдений, воображения, но и может изменить отношение к такому сложному предмету. Ребята почувствуют себя не просто учениками, а настоящими исследователями, которым предстоит совершить большое количество интересных открытий. Список литературы: 1. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб.заведений / под ред. В.Л. Сластенина: в 2 ч. Ч. 1. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 271с. 2. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: Малая Академия наук. Волгоград: «Учитель», 2007. С. 65. 3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум – М, 2001. 62 c. 4. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики // Вестник Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 11-1. С. 36-39. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 4