- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗРАБОТКА ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДШИ ИЛИ ДХШ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2022"
Автор(ы) статьи: Стихина Т.С.
PDF файл статьиУДК 371.38 Стихина Татьяна Сергеевна преподаватель МБУ ДО «Н-Павловская ДШИ (филиал) Новоасбестовская ДШИ» Россия, г. Нижний Тагил e-mail: tanistk.94@gmail.com РАЗРАБОТКА ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДШИ ИЛИ ДХШ Аннотация: Статья посвящена особенностям разработки портфолио обучающихся младшего школьного возраста в ДШИ или ДХШ (6190 ЗНАКОВ) Ключевые слова: портфолио, обучающийся, достижения, самооценка, педагог. Stikhina Tatiana Sergeevna teacher of MBU DO “Nikolo-Pavlovskaya children’s art school” (branch) Novoasbestovskaya children’s art school Russia, Nizhniy Tagil ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF 3-7 YEARS OLD CHILDREN IN GAMING ACTIVITY Abstract: The article is devoted to the peculiarities of developing a portfolio of students of primary school age in the children's art schools. Key words: portfolio, student, achievements, self-assessment, teacher. Портфолио – это целенаправленная, тщательно отобранная коллекция работ обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Процесс создания коллекции учит школьника быть внимательным и вдумчиво проводить отбор работ, которые войдут в портфолио. Школьник должен ясно понимать, по каким критериям стоит отбирать работы. Портфолио должно содержать критерии для оценивания и свидетельства о рефлексии учащегося. Портфолио – необходимый инструмент для любого представителя творческой профессии, особенно дизайнера, художника, иллюстратора, именно оно даёт представления о профессиональных компетенциях человека. Поэтому важно с малых лет понимать важность этого способа презентации своих навыков Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 1 и уметь грамотно составлять портфолио. Если в портфолио уже состоявшегося профессионала входят исключительно лучшие проекты, презентующие его как отличного специалиста, а также цели и задачи этих проектов, то в портфолио школьника, обучающегося в ДХШ и ДШИ, особенно младшего школьника стоит включить процесс поэтапного ведения работы (от эскизов до готового проекта) и краткий анализ проделанных работ. В макете портфолио по различным предметам, будь то основы изобразительной грамоты и рисования, основы иллюстрации, прикладное творчество или лепка, фиксируется последовательность выполняемых обучающимся образовательных шагов (например, в виде поэтапных фотографий работ) и результаты его обучения. Цель портфолио – обучение детей младшего школьного возраста самостоятельно организовывать свою деятельность, нести ответственность за её результат, а также создание и поддержание мотивации вести активную деятельность, направленную на изучение нового материала, формирование рефлексивных умений и умений осуществлять адекватную оценку собственной деятельности. Задачи портфолио: - Создание и поддержание учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха; - Развитие эстетической культуры обучающихся, рефлексия деятельности; - Развитие умения обучающихся систематизировать, анализировать собственный собранный материал, грамотно презентовать его; - Совершенствование системы оценивания образовательных достижений обучающихся; - Наглядное отслеживание прогресса обучающего по тому или иному предмету. Функции портфолио: - Информационная – презентация достижений конкретного обучающегося за определённый период обучения; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 2 - Аналитическая – анализ уровня усвоения материала, выявление закономерных ошибок для более эффективной работы над ними, выявление способности обучающегося прогнозировать собственную деятельность; - Развивающая – развитие эстетического вкуса, навыков самоанализа и самооценивания обучающегося младшего школьного возраста. - Воспитательная – формирование индивидуальности каждого обучающегося, его сознательной дисциплины, развитие его культуры. Структура данного предметного портфолио состоит из трёх разделов: 1. «Обо мне»; 2. «Портфолио работ»; 3. «Мои успехи». Раздел «Обо мне» включает в себя рассказ обучающегося о себе (в какой школе проходит обучение, какие предметы проходим, с какими материалами и техниками, на какие темы, в каких жанрах больше нравится работать и почему), о школьной жизни. Здесь важно дать оценку самому себе. Именно самооценка дает представление о психологическом состоянии обучающегося, прослеживаются качества человека, которые позволяют соотнести свои силы, способности с требованиями окружающей среды и в будущем самостоятельно ставить перед собой достижимые цели и грамотно разбивать их на задачи. Раздел «Обо мне» - это средство диагностики, через которое педагог может составить структуру самооценки обучающегося как личности и в случае заниженной или завышенной самооценки настоятельно порекомендовать проработать её с школьным психологом. Раздел «Портфолио работ» включает в себя работы в различных техниках, сделанные в классе под руководством педагога, масштабные проекты, домашние задания, олимпиадные задания, грамоты, удостоверения мероприятий, констатирующие характер достижений обучающегося по предмету, его уровень развития заинтересованности, организованности, кругозора других важных качеств. В портфолио вносится список данных работ по разделам, сами работы Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 3 или их копии включаются в само портфолио и сопровождаются рефлексивными рассуждениями школьников. Раздел «Мои успехи» представляет собой награды, достижения, отзывы преподавателей на творческие работы. Данный раздел сопровождается размышлениями обучающихся о каждом созданном произведении и о работе в целом. Рефлексия выполняется по предлагаемым в портфолио схемам. Оценивание портфолио осуществляется учителем, классным руководителем, родителями в конце четверти. В конце учебного года педагогу необходимо оформить небольшой отзыв на портфолио школьника. Отзыв может составить любой преподаватель, работающий с данным классом. По итогам презентации портфолио может быть выдан сертификат, свидетельствующий об особых успехах и достижениях обучающегося. Презентация портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся оценивается по следующим критериям: - Креативность в презентации идеи портфолио; - Вдумчивое использование материалов; - Наличие высокой степени интереса и настойчивости в достижении результата; - Наличие собственной деятельности и процент самостоятельного выполнения задания; - Эстетичность, оригинальность оформления портфолио. Портфолио может быть выполнено в виде презентации в программе Power Point, с помощью графических редакторов Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw и других на усмотрение обучающегося. Важно, чтобы дизайн портфолио не был слишком броским по сравнению с представленной информацией в портфолио. Самопрезентация, выполненные работы, рефлексия, грамоты – все это должно быть на переднем плане, дизайн всего лишь вспомогательная часть, которая привносит определённую изюминку. Желательно, чтобы школьник заполнял портфолио по завершению темы, прописанной в образовательной программе, фиксировал поэтапное ведение Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 4 работы самостоятельно или с помощью педагога. Перед заполнением портфолио учитель должен обязательно объяснить правила работы с ним, проведя одну или несколько консультаций. Список литературы: 1. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / gод общ. ред. В. С. Кукушина. Ростов-н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010. 127 с. 2. Пейн С. Дж. Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. 2000. № 1. С. 65-67. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2022 https://tribune-scientists.ru 5