- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Март 2022"
Автор(ы) статьи: Шамакова Т.И.
PDF файл статьиУДК 377 Шамакова Татьяна Игоревна студентка 2 курса магистратуры, психолого-педагогической факультет Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов e-mail: tatyna.1986@mail.ru ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: В статье анализируется теоретический материал по указанной тематике, рассматривается понятие «инклюзивное образование». Излагаются особенно актуальные проблемы инклюзивного образования. Ключевые слова: образовательная среда, инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья. Shamakova Tatyana Igorevna 2nd year master student, faculty of psychology and pedagogy Tambov State University named after G.R. Derzhavin Russia, Tambov INCLUSIVE EDUCATION IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION Abstract: the article analyzes the theoretical material on the specified subjects, considers the concept «inclusive education». It sets out the most topical problems of inclusive education and ways of their solution. Key words: educational environment, inclusive education, persons with disabilities. Одну из самых важных, самых ценных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно по своим целям, по своему назначению становится инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех. И не просто открытым, а специальным образом, настроенным на каждого. Право ребенка на образование имеет важное значение и несет в себе огромный потенциал. Признание государством принципа равных возможностей для всех детей, в том числе имеющих особенности в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 1 развитии, обеспечит включение образования детей – инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему образования. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать себя востребованным и ощущать свою цельность и уникальность. Дать возможность с учетом его интересов и потребностей реализовать свой потенциал – это наша обязанность. Что же такое «инклюзивное образование»? Понятие «инклюзивное образование» закреплено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1]. Все дети разные – все дети равные. У каждого есть право на отличие от другого, есть право проявлять свою индивидуальность и самобытность. Наше образование находится на этапе серьезных изменений, связанных с тем, что в обществе все больше и больше детей с инвалидностью и ОВЗ. Часто приходится слышать, что инклюзия – это сложно. Ценностные изменения всегда требуют усилий. Несмотря на то, что понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья» является в нашей стране общепринятым, необходимо понимать, что к ограниченным возможностям относят не только физическую утрату, но и психологическую, утрата способности осуществлять бытовую, социальную и иные виды деятельности. В зависимости от степени возможности здоровья могут быть временными или постоянными [2, с. 65]. Одной из задач, которые ставит перед собой государство и общество, является создание условий для общедоступного и качественного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ведь важнейшее условие социализации таких детей — образование. Рассмотрение инклюзивного образования в системе СПО для нас принципиально важно, так как зачастую именно получение несложной профессии дает шанс людям с ограниченными возможностями здоровья благополучно интегрироваться в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 2 общество, ощущать себя необходимым не только близким, но и обществу в целом. Несмотря на принятие нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, следует сказать о проблемах, с которыми сталкиваются средние профессиональные учреждения, организовывающие обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. И, первое, что хочется отметить — это недостаточная разработанность нормативно-правовой базы. Данная проблема касается недостаточной оснащенности образовательного процесса несмотря на то, что существуют указания разработки и реализации адаптированных образовательных программ, ФГОС предусматривают обучения лиц с ОВЗ, увеличивая срок обучения не более чем на один год. Однако, не уточняются временные нормативы на все виды учебной работы, что затрудняет расчет нагрузки преподавателя; не раскрыт вопрос порядка организации учебного процесса студентов с ОВЗ и не имеющих ограничений по здоровью в одной группе. Также, неподготовленность преподавателя. Работа со студентами инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья носит сложный, порой затруднительный характер. Отсутствия необходимого уровня владения методами и способами работы с особыми студентами, знаний о характере и потребностях лиц с ОВЗ, эмоциональные и психологические барьеры педагога. Следующая проблема – это недостаточное оснащение образовательных организаций. Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимы специальные технические и программные средства, такими являются звукоусиливающая аппаратура, предназначенная для слабослышащих; устройства воспроизведения звука и информации; видеоувеличители, позволяющие слабовидящим студентам прочитать плоскопечатный текст, видеть рисунки, иллюстрации, увеличивая их в необходимое количество раз, настраивая масштаб, контрастность; различные устройства для лиц с нарушениями двигательных функций, джойстики, альтернативные мыши. Нельзя не отметить проблему недостаточного финансирования Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 3 инклюзивного образования. Данная проблема касается не только инклюзивного образования, но и всего образования в целом. Таким образом, наиболее эффективными мерами, направленными на динамичное развитие сферы среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, являются: – создание новых, учитывающих все нюансы, образовательных программ; – разработка алгоритма преемственности между образовательными учреждениями (школа-техникум) для того, чтобы лица с ОВЗ смогли беспрепятственно и непрерывно получать образование; – развитие дистанционного обучения как вспомогательного элемента в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья; – повышение квалификации педагогов и преподавателей, внедрение образовательных модулей, курсов, факультативов по вопросам инклюзивного образования; – обязательное взаимодействие образовательных организаций с потенциальными работодателями и центрами занятости, так как по данным международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW) всего 13–15 % выпускников с ограниченными возможностями здоровья средних профессиональных учреждений заняты на рынке труда [3]. Вывод Проведение в жизнь идеи инклюзии, изменение образовательной практики в соответствии с принципами инклюзии – задача сложная. Идея включения требует от нас не только «включить», но и «включиться» в процесс взаимодействия с другими, научиться быть открытыми для общества, видеть необходимость своих изменений, уметь принять особенности и отличия других людей. Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особенного ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 4 усилиями. Этот мир придуман не нами, но начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро. Общего у людей только одно: они все равные. Роберт Зенд Список литературы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Кучмаева О. Масштабы и распространенность инклюзивного образования для несовершеннолетних в столице: возможности количественной оценки // Экономика, Статистика и Информатика. Вестник УМО. 2014. № 5. С. 145-151. 3. Left Out? Obstacles to education for people with disabilities in Russia. Department of Public Policy / Children’s Rights Protection. 2015. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.hrw.org/report/2015/09/01/left- out/obstacles-education-people-disabilities-russia (дата обращения: 27.03.2022 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2022 https://tribune-scientists.ru 5