- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2022"
Автор(ы) статьи: Матвеева М.В.
PDF файл статьиУДК 159.9 Матвеева Мария Владимировна студентка 3 курса магистратуры, факультет психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, г. Челябинск e-mail: kmv.83@mail.ru Научный руководитель: Кондратьева О.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, г. Челябинск ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ Аннотация: В статье представлены результаты практического исследования проблемы формирования ценностных ориентаций подростков, которое позволило выявить показатели смысложизненных ориентаций подростков. Ключевые слова: подростковый возраст, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, смысложизненные ориентации, направленность ценностных ориентаций. Matveeva Maria Vladimirovna 3rd year graduate student, Faculty of Psychology South Ural State University of Humanities and Pedagogy, Russia, Chelyabinsk Scientific adviser: Kondratieva O.A., candidate of psychological sciences, Associate Professor of the Department of Theoretical and Applied Psychology South Ural State University of Humanities and Pedagogy, Russia, Chelyabinsk RESEARCH OF VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru Abstract: The article presents the results of a practical study of the problem of the formation of value orientations of adolescents, which made it possible to identify indicators of meaningful life orientations of adolescents. Keywords: adolescence, value orientations, terminal values, instrumental values, life-meaning orientations, orientation of value orientations. Ценности являются отражением отношения человека к миру, возникающего из значимости для него различных сторон и аспектов жизни. Феномен ценностных ориентаций отличается мультипарадигмальным характером [2]. Ценностные ориентации в психологии рассматриваются в качестве элементов структуры личности, характеризующих содержательную форму ее направленности: наиболее важное, существенное, для человека в результате обретения ценностей фиксируется в форме ценностных ориентаций [5]. Подростковый возраст считается одним из самых важных и трудных периодов человеческой жизни. Психологическое напряжение, которое характеризует данный период, сопутствует формированию целостности и индивидуальности человека, зависящее не только от физиологического созревания, жизни человека, но и от общества, внутренних противоречий общественной идеологии окружающей среды. Один из первых периодов в развитие личности, когда можно говорить об определении и становлении смысложизненных ориентаций личности – это подростковый период [2]. В этом возрасте происходит «отмена» прежних ценностей, мотивов и стремлений и зарождается область для строения будущего. У подростков происходит расширение жизненных сфер, появление социальных, групповых, индивидуальных, познавательных и эмоциональных смыслов [4]. Проанализировав подходы, представленные отечественными и зарубежными учеными, можно сделать вывод, что в подростковый возраст начинает формироваться смысл жизни, происходит определение и становление ценностных ориентаций подростка. Его выбор напрямую зависит от того, как Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 2 прошло детство ребенка, от детско-родительских отношений, от общества, которое окружает подростка. Проведенное исследование ценностных ориентаций подростков проведено с применением методик: – методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (цель – определить личностные ценности подростков) [1]; – методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (цель – оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем, либо в настоящем, либо в прошлом, или во всех трех составляющих жизни) [3]. База исследования – Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по конькобежному спорту им. Л.П. Скобликовой» города Челябинска. Участие в исследовании приняло 20 подростков – 10 девушек и 10 юношей в возрасте 14-15 лет, учащиеся 9-х классов из разных школ г. Челябинска. Испытуемые подростки были опрошены по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. Для удобства анализа полученных данных было подсчитано среднее арифметическое для каждой ценности списка А и списка Б, затем полученные средние арифметические были проранжированы. В результате обработки анкет был сформирован общий рейтинг терминальных ценностей подростков (рисунок 1). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 3 Рисунок 1 – Результаты исследования терминальных ценностей подростков по методике «Ценностные ориентации», среднее значение Три первых места заняли ценности личной жизни. Подростки считают, что здоровье как физическое, так и психическое является самой главной ценностью. Не испытывая проблем с физическим состоянием, современная молодежь не должна задумываться о каких-либо проблемах в этой области. Но полученная картина резко отличается от описанной выше: юноши и девушки действительно ценят свое здоровье. Такой результат понятен по причине профессиональных занятий спортом. На втором месте – наличие хороших и верных друзей, что объясняется предпочтением общения со сверстниками в этом возрасте. У ребят подросткового возраста возникает потребность довериться друзьям-ровесникам, которым должны быть ближе их мысли, переживания. Полученный высокий рейтинг данной жизненной сферы ожидаем. На третьем месте – счастливая семейная жизнь, что возможно, связано с повышением ценности семьи в обществе в целом, либо неудовлетворенностью подростков в семье. Среднее значение имеют такие ценности, как «активная жизнь», «интересная работа», «уверенность в себе», «материально обеспеченная жизнь», Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 4 «свобода», «продуктивная жизнь», «жизненная мудрость», «познание», «общественное призвание», «счастье других». Подростки не менее значимой считают для себя полноту и эмоциональную насыщенность жизни; интересную работу; внутреннюю гармонию и свободу от сомнений; отсутствие материальных затруднений; самостоятельность, независимость в суждениях и поступках; максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей. Респонденты ценят зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом; возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие; уважение окружающих их людей; счастье родных и близких. Наименее значимыми ценностями для подростков являются «развлечения», «красота природы и искусства», «творчество». Возможно, современные подростки пренебрегают своим эстетическим, творческим развитием стараясь соответствовать требованиям времени: быть финансово успешным. В исследовании инструментальных ценностей у подростков был сформирован общий рейтинг (в средних баллах) из 18 инструментальных ценностей (рисунок 1). Рисунок 2 – Результаты исследования инструментальных ценностей подростков по методике «Ценностные ориентации», среднее значение Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 5 Инструментальные ценности занимают следующие позиции: (1-6 ранг) образованность, жизнерадостность, независимость, честность, воспитанность, терпимость; (7-12 ранг) аккуратность, широта взглядов, ответственность, смелость в отстаивании мнения, рационализм; (13-18 ранг) твердая воля, чуткость, эффективность в делах, исполнительность, высокие запросы, непримиримость к недостаткам. Первые три места заняли ценности образованности, жизнерадостности, независимости. Подростки считают, что главными ценностями выступают широта знаний, высокая общая культура, чувство юмора, способность действовать решительно и самостоятельно. Возможно, это обусловлено указанием на важность ценности образованности и высокой культуры именно взрослыми. При этом детская непосредственность еще не полностью ушла на второй план и выражается именно в ценности жизнерадостности. На третьем месте оказалась независимость. Отвергаемыми ценностями стали: «высокие запросы» и «непримиримость к недостаткам в себе и других». Возможно, высокие запросы большинством подростков воспринимаются, как нечто негативное, как отрицательная характеристика личности. Нетерпимость к недостаткам имеет ряд внешних проявлений, которые не каждому приходятся по вкусу. Во-первых, если нетерпимость к недостаткам в себе способствует глубокому самоанализу (следовательно, и к самопознанию, что играет большую роль в подростковом возрасте) и, соответственно, самосовершенствованию, то нетерпимость к недостаткам в других иногда может проявляться в виде бесконечных одергиваний, в стремлении переделать всех окружающих в соответствии с собственными убеждениями, которые, при этом, не всегда разделяют окружающие. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 6 Во-вторых, бурное развитие данной черты может привести к заниженной самооценке и далее – к нервозности, нерешительности и т. д. Пока что подросток ориентирован на сверстников, а в этой среде нужно быть терпимым к недостаткам и стараться не выдвигать высокие запросы, так как можно стать отвергнутым. Терминальные и инструментальные ценностные ориентации у исследуемых подростков по результатам методики М. Рокича представлены на рисунке 3. Рисунок 3 – Результаты исследования ценностей подростков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации», % Таким образом, можно заключить, что в исследуемой выборке выявлены следующий рейтинг терминальных и инструментальных ценностных ориентаций у подростков: – здоровье (10 человек); – жизнерадостность (5 человек); – независимость (4 человека); – воспитанность (3 человека); – жизненная мудрость (2 человека); – развитие (2 человека); 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru – счастливая семейная жизнь (2 человека). Тест СЖО (методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева) содержит двадцать пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности, также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля (рисунок 4). Рисунок 4 – Результаты исследования ориентаций подростков по методике Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации», баллы Согласно полученным данным наибольшей значимостью для подростков обладают следующие ценности: 1. Шкала «Локус контроля-жизнь» (33,75 ср.зн.). У подростков выявлены самые показатели (убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь). 2. Шкала «Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни)» (24,1 ср.зн.) – представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. 3. Шкала «Процесс в жизни» (33,65 ср.зн.) говорит о том, что испытуемый воспринимает сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 4. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией (27,95 ср. зн.). Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. 5. Шкала «Цели в жизни» (33,85 ср.зн.) характеризуется самыми высокими показателями. Подросткам свойственно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Это может свидетельствовать как о целеустремленности человека, так и о прожектерстве, когда планы человека не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Таким образом, особенностью ценностных ориентаций подростков будет являться высокий уровень осмысленности жизни, который проявляется в ориентации на себя как сильной личности, в здоровом образе жизни, счастливой семье, обладании достаточной свободой выбора при решении возрастных задач, в восприятии жизни как эмоционально насыщенного и наполненного смыслом процесса. По итогам исследования подростков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» сделаны следующие выводы. Рассматривая терминальные ценности у подростков, было выявлено, что большое значение имеют три ценности: «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «счастливая семейная жизнь». Делая выводы по инструментальным ценностям, мы можно заключить, что для подростков важны «образованность», «жизнерадостность», «независимость». В качестве инструмента анализа наиболее часто выбираемых ценностей можно заключить, что большинство исследуемых подростков первыми выбирали такие ценности, как здоровье; жизнерадостность; независимость; воспитанность; жизненная мудрость; развитие; счастливая семейная жизнь. Результаты, полученные по методике «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев) свидетельствуют о том, что подростки характеризуются тем, что они воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 9 насыщенный и наполненный смыслом; наличие продуктивности и осмысленности прожитой частью жизни; соответствует представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле; убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Список литературы: 1. Белоусова Н. С. Соотношение ценностных ориентаций и субъективного качества жизни молодежи: монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2017. 88 с. 2. Кожевникова И.Ю. Духовно-нравственное воспитание подростков и юношества в культурноохранной и православно-просветительской деятельности: автореф. дис. …канд. пед. наук. Омск, 2006. 52 с. 3. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 2012. № 1. С. 13-25. 4. Voronova A. G. Structuring of value orientations of m. rokich as a way to achieve goals in life of a teenager // Academies of Post-degree Pedagogical education. 2017. Volume 54-5. Pp. 103-109. 5. Agbaria Oleg Value guidelines of modern teenagers // Volgograd State Social and Pedagogical University. 2020. Volume 5(34). Pp. 37-42. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 10