- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2022"
Автор(ы) статьи: Нестеренко А.В.
PDF файл статьиУДК 159.9 Нестеренко Анна Валерьевна студентка магистратуры факультет психологии Южно–Уральский государственный гуманитарно–педагогический университет Россия, г. Челябинск e–mail: annanik1395@mail.ru Научный руководитель: Капитанец Е.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно–Уральский государственный гуманитарно–педагогический университет Россия, г. Челябинск ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ Аннотация: Статья посвящена одной из самых распространенных проблем современности – отклоняющемуся поведению младших подростков. В статье разбираются основные теории коррекция отклоняющегося поведения. Ключевые слова: отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, девиация, тревожность, агрессия. Nesterenko Anna Valeryevna master student faculty of psychology South Ural State Humanitarian Pedagogical University Russia, Chelyabinsk Scientific adviser: Kapitanets E.G., candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology South Ural State Humanitarian Pedagogical University Russia, Chelyabinsk PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF YOUNGER ADOLESCENTS Abstract: The article is devoted to one of the most common problems of our time – the deviant behavior of younger adolescents. The article examines the basic theories of correction of deviant behavior. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru Keywords: deviant behavior, deviant behavior, delinquent behavior, deviation, anxiety, aggression. Одной из серьезных проблем, в настоящее время, являются различные формы отклоняющегося поведения подростков. Оно может выражаться в самых разных поступках, начиная с того, что подросток убегает из дома, и кончая разбойными нападениями или убийствами. До того, как понятие «девиантное поведение» вошло в научный оборот, для характеристики отклоняющегося от социальной нормы поведения использовалось понятие «делинквентное поведение». Делинквентное поведение характеризовалось агрессией, ложью, прогулами уроков, бродяжничеством, крайним непослушанием, враждебностью по отношению к учителям и родителям, жестокостью по отношению к младшим и животным, то есть более слабым по сравнению с собой живым существам, дерзостью и сквернословием [3]. Отклоняющееся поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Отклоняющееся поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Существует множество подходов к определению феномена «отклоняющееся поведения» и его причин. Некоторые ученые склонны считать, что девиация – это отклонение от нормы, связанное с изоляцией, лечением, лишением свободы или другое наказание человека (Н. Дж. Смелзер). Другие видят причину отклонений в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами через реализацию этих целей (Р. Мертон), некоторые подчеркивают, что отклонение происходит из–за противоречий между культурными нормами (Т. Селлин). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 2 Особенность отклоняющегося поведения в том, что оно причиняет реальный вред самому индивиду или окружающим. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физического насилия и боли, ухудшение здоровья. В своих крайних проявлениях отклоняющееся поведение представляет собой прямую угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления и употребление «тяжелых» наркотиков. Психологический признак вреда – это страдание, которое испытывает личность или другие люди [1, с. 164]. В работе были использованы следующие методы исследования: опросник школьной тревожности Филлипса, опросник «Агрессивное поведение» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева, методика определения склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орла. В исследовании мы разработали «Дерево целей» (Долгова В. И.). Метод «Дерево целей» представляет собой, как траекторные графы, определяющие направление движения к заданным стратегическим целям, так и точечные, определяющие достижение тактических целей, которые характеризуют степень приближения к заданным целям по заданной траектории [2]. С учетом «Дерева целей», мы составили модель по психолого– педагогической коррекции отклоняющегося поведения младших подростков. Разработанная модель состоит из четырех блоков: блок теоретический, блок диагностический, блок коррекционный и блок аналитический [3]. Исходя из актуальности выбранной проблемы, мы разработали программу психолого–педагогической коррекции отклоняющегося поведения младших подростков. Возраст участников: подростки 12–13 лет. Продолжительность реализации программы – 1 месяц. Программа рассчитана на 10 занятий. Занятия проводятся 3–4 раза в неделю. Сравнение результатов исследования отклоняющегося поведения младших подростков до и после реализации программы психолого– педагогической коррекции по методике школьной тревожности Филлипса Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 3 показаны на рисунке 1: до реализации программы коррекции высокий уровень тревожности наблюдается у 2 подростков (7 %), после реализации программы – отсутствует. Повышенный уровень тревожности, до реализации программы коррекции, наблюдается у 11 (41 %), после реализации программы у 7 подростков (26%). Рисунок 1 – Результаты диагностики школьной тревожности младших подростков до и после коррекции по методике Филлипса Сравнение результатов исследования отклоняющегося поведения младших подростков до и после реализации программы психолого– педагогической коррекции по методике «Агрессивное поведение» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева показаны на рисунке 2: до реализации программы коррекции 16 подростков (59 %) имеют агрессивное поведение, после реализации программы – 5 подростков (19 %) имеют агрессивное поведение. Не склонны к агрессивному поведению, до реализации программы коррекции – 11 подростков (42 %), после реализации программы – 22 подростка (81 %) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 4 Рисунок 2– Сравнение результатов диагностики агрессивного поведения по методике Е. П. Ильина, П. А. Ковалева до и после коррекции Сравнение результатов исследования отклоняющегося поведения младших подростков до и после реализации программы психолого– педагогической коррекции по методике СОП А.Н. Орла показаны на рисунке 3. Рисунок 3 – Сравнение результатов диагностики отклоняющегося поведения по методике А.Н. Орла до и после коррекции Средний и низкий уровень увеличился за счет снижения высокого уровня склонности к отклоняющемуся поведению. Произошли качественные изменения показателей самоконтроля, саморегуляции и самооценки у младших подростков. Испытуемые научились грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать свои Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 5 агрессивные реакции. Сформировали навык конструктивного разрешения межличностных конфликтов. Нами были составлены рекомендации для педагогов и родителей по профилактике отклоняющегося поведения младших подростков. Необходимо обучать подростков самопринятию, снимать страх ошибок, делать акцент на прошлых достижениях, поддерживать обучающихся. Собственным примером показывать конструктивные способы реагирования в конфликтах [4]. Избегать скандалов и активно слушать подростка, побуждать думать и говорить о проблеме, это поможет войти в положение ребенка и увидеть мир его глазами. Список литературы: 1. Азаматова Г.К. Профилактика подростковой девиации и личностная характеристика трудного подростка // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 19. № 3. С. 164–171. 2. Долгова В.И. Психология развития: комплексная оценка сформированности компетенций. М.: Перо, 2021. 141 с. 3. Долгова В.И. Моделирование психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135). С. 267-272. 4. Капитанец Е.Г. Формирование конструктивных стратегий межличностных отношений старших подростков в условиях образовательного учреждения // Приоритеты воспитания: историко-культурный поиск и современные практики. Материалы Всероссийской конференции). Под редакцией М.В. Шакуровой. Воронеж, 2021. С. 243-249. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2022 https://tribune-scientists.ru 6