- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕТСТВА
Статья опубликована в журнале за "Сентябрь 2021"
Автор(ы) статьи: Козлова М.П.
PDF файл статьиУДК 371.48 Козлова Марина Павловна студентка магистратуры Новосибирский государственный педагогический университета, Россия, г. Новосибирск e-mail: MP-Kozlova@yandex.ru Научный руководитель: Волошина Татьяна Викторовна кандидат психологических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета, Россия, г. Новосибирск ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕТСТВА Аннотация: Цель представленной работы – анализ проблемных аспектов воздействия цифровой среды на развитие ребенка. Методология исследования – индукция, аналитический метод, наблюдение. Ключевые слова: образование, проблемы образования, цифровые технологии, цифровое детство. Kozlova Marina Pavlovna master student Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk Voloshina Tatyana Viktorovna candidate of psychological sciences, associate professor Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk PROBLEMATIC ASPECTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF CHILDREN IN THE CONDITIONS OF CHILDHOOD TRANSFORMATION Abstract: The purpose of this paper is to analyze the problematic aspects in the impact of the digital environment on the development of a child. Research methodology-induction, analytical method, observation. Key words: education, problems of education, digital technologies, digital childhood. Образование является важной составляющей жизни человека и государственной деятельности, а также входит в перечень национальных 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru интересов. С одной стороны, меняется материально-техническая составляющая образовательного процесса. Так, модернизируется система школьного образования в контексте новых технологических тенденций, что, в частности, отражено в мероприятиях национального проекта «Образование». Он содержит такие программы, как «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого» [4]. С другой стороны, актуализированы вопросы воспитательной функции образовательных организаций, в частности школ. В этом направлении предпринят ряд шагов, который систематизирует работу образовательных организаций по воспитанию подрастающих поколений. На законодательном уровне предусмотрено внедрение рабочих программ воспитания и разработка календарных планов воспитательной работы в образовательных программах российских школ, вузов. Предметом дискуссий научных форумов, симпозиумов, конференций в последние несколько лет являются вопросы воспитания детей в условиях современной цифровизации образования. Наступившая эпоха может называться цифровой и характеризуется высокой скоростью изменений, новыми реалиями цифровой среды, ситуацией пандемии, слома международного права в решении глобальных вопросов. Закономерным становится вопрос и о том, насколько эффективны и действенны те приоритеты и опоры в воспитании детей, которые были востребованы 20-30 лет назад. Возможно необходимо адаптировать подходы к воспитанию детей под реалии наступившей цифровой эпохи и как эти вызовы преодолевают в других странах. В ходе Первого международного симпозиума по культурно-исторической психологии наряду с методологическими проблемами культурно-исторической психологии обсуждались вопросы трансформации детства в условиях цифровизации [1]. Были представлены результаты исследований использования цифровых устройств современными дошкольниками и их познавательного развития, влияние экранного времени в дошкольном возрасте, роли Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru 2 регуляторных функций дошкольников в цифровую эпоху, развитие самосознания в условиях современной цифровизации образования. Важная роль отводится формированию и сохранению культурных ценностей в воспитании детей в цифровую эпоху. Один из экспертов симпозиума на вопрос о существовании цифровой культуры или цифрового человека ответил, что это заблуждение и необходимо основываться на истоки, в основе которых культура, человек, ценности. Отсюда следует, что историческая эпоха с её особенностями отражается на деятельности человека и его социальном взаимодействии, но в то же время культурные ценности существуют «вне человека» и не теряют своей актуальности со сменой времен. На Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2021» обсуждалось влияние информационного контента из интернета на психологическое состояние пользователей, устойчивости концентрации внимания и другие аспекты [3]. Проблемным аспектам устойчивого развития детей младшего и подросткового возраста в условиях трансформации детства был посвящён Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире», который был организован российским и европейским психологическим сообществом, в частности Психологическим Институтом РАО, МГУ имени М.В. Ломоносова, Европейской федерацией психологических ассоциаций. В ходе дискуссий форума четко можно выделить следующие тенденции: меняется образ жизни ребенка, в числе основных изменений наличие постоянного доступа к цифровой среде [5]; благодаря возможностям виртуальной среды расширена реальность вокруг детей. Смена эпох или «эволюционный скачок от Гуттенберга к Цукербергу», сопровождается изменением формирования высших психических функций детей [2]; современный ребенок находится в условиях многозадачности («Эффект Юлия Цезаря»), что предполагает поиск новых форм коммуникаций и мышления, уход от линейных к более сложным [2]. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru Наступление цифровой эпохи ставит новые задачи перед профессиональным сообществом и социумом в целом в выборе целей и методов воспитания современного ребенка в условиях вызовов цифровой эпохи. Список литературы: 1. Актуальные проблемы культурно-исторической психологии: материалы Первого международного симпозиума по культурно-исторической психологии (Новосибирск, 17-19 ноября 2020 г.). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. 508 с. 2. Асмолов А. Г. Поколение цифровой социализации: от Гутенберга к Цукербергу // Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире» [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: https://event.digitalchildhood.org/ (дата обращения: 05.08.2021 г.). 3. Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2021» секция «Психология» (Москва, 2021, 12-16 апреля). 4. Проекты ФГОС: доминирует ориентация на запоминание и воспроизведение знаний // Круглый стол «Актуальные исследования и разработки в образовании» учреждения [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu54.ru/news/list/205167/ (дата обращения: 27.04.2020 г.). 5. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. № 3. С. 71-80. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 09/2021 https://tribune-scientists.ru 4