- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Август 2021"
Автор(ы) статьи: Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 371 Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: lubava.fedoseeva@yandex.ru ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: Автор статьи выделяет факторы, характеризующие интересы школьников в данном возрасте, направления мотивации к обучению, а также уровни развития учебной мотивации у младших школьников. Ключевые слова: учебная мотивация, образовательный процесс, школьное образование, результаты обучения, психология. Fedoseyeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod THEORETICAL ASPECTS OF LEARNING MOTIVATION OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN Abstract: The author of the article identifies the factors that characterize the interests of schoolchildren at a given age, the directions of motivation to learn, as well as the levels of development of educational motivation in younger schoolchildren. Key words: educational motivation, educational process, school education, learning outcomes, psychology. Учебная мотивация представляет собой определённый вид мотивации, который выражает степень вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Мотивация учащихся к осуществлению учебной деятельности непосредственным образом влияет на их успеваемость, эффективность Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 1 обучения. Следует отметить, что проблема формирования учебной мотивации у младших школьников в настоящее время достаточно актуальна. В.А. Кулько, исследуя проблему мотивации младших школьников, отмечает, что их интересы характеризуются следующими факторами: - неустойчивость и ситуативность, что выражается в достаточно быстром удовлетворении потребностей учащихся и их возобновлении; - слабая обобщённость, что заключается в охвате одной или нескольких учебных дисциплин, объединённых по внешним признакам; - низкая осознанность (дети не могут чётко сказать, почему им нравится что-либо); - недостаточная действенность, что выражается в том, что интересы младших школьников сами по себе недостаточно долго могут поддерживать учебную деятельность [1]. В свою очередь, исследователь Н.А. Березовин выделяет определённые направления мотивации обучения младших школьников: - узкие социальные мотивы, которые выражаются в желании детей заполучить одобрение педагога. Мотивы сотрудничества и совместной деятельности широко присутствуют у школьников в данном возрасте, но пока в общем представлении: - широкие социальные мотивы, которые развиваются от общего понимания общественной значимости процесса обучения к наиболее глубокому пониманию необходимости получения образования; - мотивы самообразования, которые в данном возрасте представлены в наиболее простой формой – в качестве устойчивого интереса к дополнительным источникам получения знаний [2]. И.В. Шпика выделяет уровни развития учебной мотивации у младших школьников. Первый уровень включает в себя отрицательное отношение школьника к процессу обучения. На данном уровне преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания, объяснение своих неудач определёнными внешними Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 2 причинами, неудовлетворенность собой и педагогом, острая неуверенность в себе и собственных силах. Второй уровень выражается в нейтральном отношении школьника к процессу обучения. На данном уровне проявляется неустойчивый интерес к внешним результатам образовательной деятельности. Ребёнку скучно, он также не уверен в себе и собственных силах. Следующий уровень – это положительное, но аморфное, ситуативное отношение школьника к процессу обучения. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату образовательной деятельности и к отметке педагога. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. У ребёнка наблюдается неустойчивость учебных мотивов. Четвёртый уровень включает в себя положительное отношение школьника к процессу обучения. У ребёнка наблюдаются широкие познавательные мотивы, интерес к различным способам добывания знаний. Пятый уровень выражается в активном, творческом отношении школьника к процессу обучения. У ребёнка наблюдаются устойчивые мотивы самообразования, их самостоятельность, он осознаёт соотношение собственных мотивов и целей; И наконец, последний уровень - это личностное, ответственное, активное отношение к процессу обучения. У ребёнка наблюдается устойчивая внутренняя позиция [3]. 1. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться. М.: Просвещение, 2013. 80 с 2. Березовин H.A. Воспитание у школьников интереса к учению. Минск: Народная асфета, 2015. 74 с. 3. Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // «Начальная школа». 2013. № 2. С. 18-19. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 3