- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Статья опубликована в журнале за "Август 2021"
Автор(ы) статьи: Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 378.147 Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: lubava.fedoseeva@yandex.ru ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Аннотация: Автор статьи характеризует проблему лидерства в детском коллективе. В статье выделяются черты личности, которые характеризуют ребёнка как лидера детского коллектива, анализируются характеристики детского лидерства. Также автор характеризует ключевые функции лидерства в детском коллективе. Ключевые слова: лидерство, детский коллектив, малая группа, социальное взаимодействие, сплочённость. Fedoseyeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina, Russia, Nizhny Novgorod CHILDREN'S LEADERSHIP PROBLEM Abstract: The author of the article characterizes the problem of leadership in the children's team. The article highlights the personality traits that characterize a child as a leader of a children's group, analyzes the characteristics of children's leadership. The author also characterizes the key leadership functions in the children's team. Key words: leadership, children's team, small group, social interaction, cohesion. Лидер является таким человеком, который способен вести за собой других людей, побуждать их к активной деятельности. Настоящий лидер стремиться выложиться на полную, чтобы достигнуть цели. Он непосредственным образом влияет на окружающих его людей, у него присутствует широкое понимание их интересов. Лидер – это тот человек, к которому хочется прислушиваться и прийти за советом, он помогает и поддерживает свой коллектив. Лидерство Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 1 начинает проявляться ещё глубоко в детстве, поэтому изучение данной проблемы крайне актуально. Исследователь О.А. Макарова выделяет следующие черты личности, которые характеризуют ребёнка как лидера детского коллектива: - острый ум; - сильная воля; - уверенность в себе и собственных силах; - умение организовывать; - понимание особенностей психологии окружающих людей [1]. Проблема лидерства в детском коллективе была исследована множеством как отечественных, так и зарубежных учёных. Что же такое лидерство? Лидерство является некоторой способностью человека влиять на окружающих его людей, направлять совместные усилия для достижения определённой цели. В рамках психолого-педагогических наук выделяются различные стили и факторы лидерства, а также характеристики данной черты личности. Так, В.Б. Шапарь выделяет следующие характеристики лидера детского коллектива. Во-первых, лидер детского коллектива принимает решения, которые непосредственным образом касаются коллективной деятельности. Область деятельности лидера распространяется в основном на какую-либо небольшую группу, в рамках которой он и является лидером. Во-вторых, лидерство как явление возникает стихийно. В-третьих, лидер детского коллектива чаще всего регулирует межличностные отношения внутри малой группы, осуществлять регулировку межличностных отношений В-четвёртых, явление детского лидерства в некоторой мере стабильно, но процесс выдвижения лидера сильно зависит от настроения в малой группе. В-пятых, детское лидерство можно констатировать в условиях микросреды [2]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 2 В свою очередь, исследователь В.О. Рузов выделяет ключевые функции лидерства в детском коллективе. Организационная функция выражается в создании одной общей для малой группы системы управления в условиях комфорта всех членов детского коллектива. Конструктивная функция заключается в создании лидером некоторой программы, предусматривающей общие интересы участников малой группы. Данная программа должна подходить для всех членов детского коллектива, удовлетворять их непосредственные интересы. В свою очередь, интегративная функция заключается в объединении лидером в организованную группу некоторого числа людей, которые имеют общие цели и интересы, а также похожие хобби. Координационная функция выражается в том, что все решения, которые были приняты в детском коллективе, согласовываются с общественным мнением, со всеми системами, принятыми в данном обществе. Дезинтегративная функция выражается в том, что дети, которые объединены собственными целями в одном коллективе, становятся единственным в своём роде обособленным детским коллективом [3]. Список литературы: 1. Макарова О.А. Феномен лидерства в коллективе младших школьников // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 680-683. 2. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. М.: Феникс, 2016. 448 c. 3. Рузов В.О. Качества эффективного лидера. Психология отношений в коллективе. М.: Veda Press, 2016. 137 c. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru