- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПУТИ ЕЁ УСТРАНЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Август 2021"
Автор(ы) статьи: Красильникова Г.А.
PDF файл статьиУДК 376.1 Красильникова Галина Александровна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: g.gribina@mail.ru ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПУТИ ЕЁ УСТРАНЕНИЯ Аннотация: Авторы статьи характеризуют понятие школьной неуспеваемости, выделяют группы факторов успеваемости ребёнка в школе, анализируют причины школьной неуспеваемости и предлагают пути её устранения. Ключевые слова: школьное обучение, учебно-воспитательный процесс, школьная неуспеваемость, педагогическая деятельность, школьный коллектив. Krasilnikova Galina Alexandrovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Russia, Nizhny Novgorod REASONS OF SCHOOL INSUFFICIENCY AND WAYS OF ITS ELIMINATION Abstract: The authors of the article characterize the concept of school failure, identify groups of factors of a child's academic performance at school, analyze the causes of school failure and propose ways to eliminate it. Key words: schooling, teaching and educational process, school failure, teaching activities, school staff. С.А. Подледникова считает, что школьная неуспеваемость по своей сущности представляет собой определённое несоответствие подготовки ребёнка обязательным требованиям образовательной организации в сформированности перечня знаний, умений и навыков, необходимого уровня воспитанности и опыта познавательной деятельности. Она зависит от различных факторов. Так, к социально-экономическим факторам относят социальные условия жизни ребёнка. К биопсихическим факторам относятся различные психофизические способности ребёнка. К педагогическим факторам можно отнести вину Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 1 родителей и педагога, а также требования к ученику, которые вытекают из целей образовательного процесса [1]. Причинами неуспеваемости ребёнка в школе могут оказаться совершенно разные. Исследователь З.И. Калмыкова, анализируя данную проблему, выделяет следующие причины. Во-первых, это отставание учащегося на фоне других хорошо подготовленных детей. В данном случае речь идёт о ситуации, когда в классе присутствует множество достаточно сильных учеников. Ребёнок, который не так силён в учёбе на фоне остальных, может чувствовать себя неполноценным и ощущать определённый дискомфорт. Вторая причина – это состояние здоровья ребёнка. Не секрет, что различные заболевания ослабляют жизненный тонус человека. В данном случае состояние здоровья может мешать ребёнку успешно проходить школьную программу. Даже немного ослабленное состояние здоровья ребёнка может существенно снижать результативность его обучения. В-третьих, причиной школьной неуспеваемости может выступить недостаточный уровень квалификации педагога. Данный факт может проявляться в случае, если учителю достался сложный класс, где присутствует много неподготовленных детей. В таком случае работа педагога в некоторой мере усложняется, и уровень его квалификации может влиять на успеваемость конкретных детей. Четвёртая причина – это слишком раннее начало обучения. Для предотвращения преждевременного поступления ребёнка в школу необходимо проводить педагогическую диагностику школьной зрелости, консультировать родителей по данному вопросу. Следующая возможная причина школьной неуспеваемости - это неблагоприятные семейные условия. Не секрет, что они могут непосредственным образом повлиять на процесс обучения ребёнка, сделать его проблематичным. Ребёнок не может нормально учиться, если родители относятся к нему безразлично, не заботятся о его базовых потребностях. Последняя причина – это негативное отношение учащегося к одноклассникам и педагогу. Ребёнок представляет собой часть определённого социума, его самочувствие и желание работать напрямую зависят от психологического климата школьного коллектива. Если у ребёнка не получается Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 2 оптимально влиться в социальную среду, его успеваемость существенно снижается [2]. Н.И. Мурачковский характеризует некоторые из путей устранения школьной неуспеваемости. Педагогическая терапия представляет собой комплекс мер, оказываемый с целью устранения отставания ребёнка в процессе обучения. В данном случае следует говорить о проведении обязательных дополнительных учебных занятий. Педагогическая профилактика во многом зависит от деятельности педагога, которому необходимо проводить поиск и применение оптимальных форм и методов обучения, которые могли бы сократить разрыв в уровне подготовки детей. Воспитательное воздействие представляет собой индивидуальную воспитательную работу, проводимую педагогом с ребёнком, включающую взаимодействие с родителями. Воспитательное воздействие необходимо в силу того, что низкая эффективность процесса обучения часто может быть связана с плохим воспитанием ребёнка. И наконец, педагогическая диагностика представляет собой систематический контроль, а также оценку образовательных результатов, результатов обучения, своевременное выявление различных проблем в обучении [3]. Список литературы: 1. Подледникова С.А. К вопросу развития познавательного интереса у младших школьников // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 423. 2. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Дрофа, 2004. 200 с. 3. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость у школьников. Минск, 2015. 164 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 08/2021 https://tribune-scientists.ru 3