- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2021"
Автор(ы) статьи: Федосеева Л.А.
PDF файл статьиУДК 378 Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. Минина, Россия, г. Нижний Новгород email: lubava.fedoseeva@yandex.ru ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ Аннотация: В данной статье характеризуется проблема формирования сознательной дисциплинированности у учащихся школы. Авторы характеризуют значение данного процесса, дают определение понятию «сознательная дисциплинированность», выделяют её уровни (в качестве временного проявления и в качестве устойчивого личностного качества). Также в статье анализируются показатели сформированности сознательной дисциплинированности у учащихся школы, характеризуется наиболее оптимальный путь её формирования. Ключевые слова: дисциплина, дисциплинированность, учебно- воспитательный процесс, педагогическая деятельность, правила и предписания. Fedoseeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Russia, Nizhny Novgorod FORMATION OF CONSCIOUS DISCIPLINE AMONG SCHOOLCHILDREN Abstract: This article describes the problem of the formation of conscious discipline among schoolchildren. The authors characterize the significance of this process, define the concept of "conscious discipline", highlight its levels (as a temporary manifestation and as a stable personality quality). The article also analyzes the indicators of the formation of conscious discipline among schoolchildren, characterizes the most optimal way of its formation. Keywords: discipline, discipline, educational process, pedagogical activity, rules and regulations. Не секрет, что поведение людей в социуме регламентируется определённым перечнем правил и предписаний. Подчинение членов социума правилам и предписаниям представляет собой сущность дисциплины. В свою очередь, дисциплина в образовательной организации непосредственным образом Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 1 отражает межличностные отношения между людьми данного общества. Школа в первую очередь стремится к тому, чтобы ученики понимали, зачем нужна дисциплина. Это и представляет собой фундамент формирования сознательной дисциплинированности у учащихся. Дисциплинированность как психолого-педагогическая категория представляет собой достаточно сложную личностную черту человека. Процесс формирования дисциплинированности носит комплексный характер, он требует усидчивости и настойчивости от педагога, а также множества волевых усилий от учащихся. Различие дисциплинированности состоит в том, что при временном её проявлении школьник соблюдает дисциплину под воздействием некоторых мотивов, отсутствие которых может затормозить процесс. В свою очередь, устойчивая сознательная дисциплинированность характеризуется регулированием действия воли. То есть в первую очередь, как было сказано ранее, от учащихся требуются волевые усилия и работа над собой [1]. Необходимо заметить, что сознательная дисциплина представляет собой значимое условие функционирования образовательной организации и эффективного разрешения её задач и проблем. А.О. Пинт определяет сознательную дисциплину как личностное качество, которое формируется на основе сознательного выполнения учащимися правил поведения, а также их ответственного отношения к учебно-воспитательному процессу школы. Сознательная дисциплинированность, по мнению исследователя, включает знания учащихся положений о школьной дисциплины, её назначения в системе общественных ценностей, осознание ими значимости выполнения норм и требований, проявление активной жизненной позиции, неравнодушия и товарищества [2]. А.В. Ахмадеева отмечает, что в воспитании сознательной дисциплины учащихся школы педагогу нужно обращать пристальное внимание на точность, исполнительность, а также привычку выполнять предписания и распоряжения. Данные личностные качества составляют трудолюбие и прилежание, что Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 2 необходимо для дисциплинированного школьника, для которого соблюдение дисциплины – это важнейшая обязанность [3]. Г.Н. Шубина выделяет следующие показатели формирования сознательной дисциплинированности учащихся: высокая степень развития моральных качеств; наличие потребности в выполнении социальных требований; готовность к самостоятельному формированию целей собственной деятельности и контролю собственного поведения; осознание объективной необходимости соблюдения правил и предписаний; способность морально- волевой саморегуляции; борьба с недисциплинированными поступками, совершаемыми другими учащимися, с нарушением общей дисциплины в школе По нашему мнению, наиболее оптимальный путь формирования сознательной дисциплинированности у учащихся школы – это непосредственно организация мероприятий воспитательного характера, цель которых заключается в том, чтобы обучить школьников сознательно выполнять правила поведения. Список литературы: 1. Пинт А.О. О воспитании сознательной дисциплины у учащихся. Свердловск : Свердл. ИУУ, 1939. 40 с 2. Ахмадеева А.В. Воспитание сознательной дисциплины в советской педагогике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 61. С. 335-338. 3. Шубина Г.Н. Контроль учебной деятельности как средство воспитания сознательной дисциплины труда у студентов // Язык. Образование. Культура, Курский государственный медицинский университет, 2016. С. 124-128. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 3