- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
НАВЫКИ И ПРОЦЕСС ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Июль 2021"
Автор(ы) статьи: Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А., Дубровин Н.А., Гордеев К.С., Жидков А.А.
PDF файл статьиУДК 37.03 Ермолаева Екатерина Львовна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород e-mail: ermolaeva.ekaterina.99@mail.ru Федосеева Любовь Алексеевна студентка 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Дубровин Никита Алексеевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Гордеев Кирилл Сергеевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород Жидков Алексей Андреевич студент 1 курса магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Россия, г. Нижний Новгород НАВЫКИ И ПРОЦЕСС ИХ ФОРМИРОВАНИЯ Аннотация: данная статья посвящена описанию навыков: приведены определения, данные исследователями, такими как Петровский А.В. и Бим-Бад Б.М., раскрыты классификации навыков по двум признакам – по психологической характеристике и по условиям их формирования. Кроме того, выделены и описаны 4 последовательных этапа формирования навыков, приведены примеры, соответствующие некоторым из них. В статье раскрывается понятие переноса навыков, описывается такое явление, как отрицательный перенос, имеющий место быть при неразумном воспроизведении усвоенных навыков. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 1 Ключевые слова: навыки, этапы формирования навыков, классификация навыков, отрицательный перенос, действия. Ermolaeva Ekaterina Lvovna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Fedoseeva Lyubov Alekseevna 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Dubrovin Nikita Alekseevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Gordeev Kirill Sergeyevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod Zhidkov Alexei Andreevich 1st year master student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Russia, Nizhny Novgorod SKILLS AND THE PROCESS OF THEIR FORMATION Abstract: This article is devoted to the description of skills: the definitions given by researchers such as Petrovsky A.V. and Bim-Bad B. M. are given, the classifications of skills according to two characteristics are revealed – according to the psychological characteristics and according to the conditions of their formation. In addition, 4 consecutive stages of skill formation are identified and described, examples corresponding to some of them are given. The article reveals the concept of transfer of skills, describes such a phenomenon as negative transfer, which takes place with the unreasonable reproduction of acquired skills. Key words: skills, stages of skill formation, classification of skills, negative transfer, actions. По мнению Петровского А.В., под навыком понимается действие, которое формируется посредством постоянного повторения. Бим-Бад Б.М. в свою 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru очередь считает, что навыки - это способность вести целенаправленную деятельность и выполнять соответствующие действия автоматизировано, без специального направления внимания, но с привлечением сознания. Оба определения имеют одну суть. Рассмотрим классификации навыков по следующим признакам: - по психологической характеристике: двигательные или моторные – ловкость, точность, координация, быстрота и правильность выполнения движений; интеллектуальные (умственные) – обозначают способность быстро делать выбор и принимать решения, устанавливать связь действий и последствий; сенсорные – навыки, которые находятся в тесной связи с органами чувств. - по условиям формирования навыков: первоначальные и сформировавшиеся – отличаются по продолжительности и длительности выполнения действий – первоначальные могут стать сформированными; разрозненные и комплексные характеризуются двигательными и сенсорно- моторными функциями; простые и сложные; шаблонные и гибкие. Бывает, что при наступлении чрезвычайных ситуаций навыки проявляются комплексно [1]. В формировании навыков выделяется несколько главных этапов: - 1 этап: осмысливание навыков – этому этапу соответствует четкое понимание цели, которую необходимо достичь, с одновременным отсутствием знаний о способах ее достижения и совершением ошибок. - 2 этап: осознанное, но при этом неумелое выполнение - в процессе упражнения действия обучаемого неустойчивы в связи с совершением ненужных и неточных движений, хотя концентрация внимания велика. - 3 этап: автоматизация навыков: происходит в результате длительных упражнений, когда появляется возможность перенести внимание на какие-либо другие действия, предметы и повысить качество выполняемой работы. Например, опытный водитель не акцентирует внимание на движениях рук и ног, а оценивает то, что его окружает, видит других участников дорожного движения, светофоры, знаки и т.д. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 3 - 4 этап: становление навыков на высоком уровне автоматизма - точное, стабильное воспроизведение действий, усвоенный навык, входящий в состав какого-либо еще более сложного действия (конспектирование с навыком письма). За освоением навыков следует их перенос - это явление, результатом которого является применение отработанных для одного действия операций в процессе выполнения операций для другого действия. Стоит отметить, что переносы могут быть положительными и отрицательными. Отрицательным является перенос, когда человек, усвоив какой-либо новый навык, применяет его на устоявшееся действие, когда воспроизводит один и тот же навык для выполнения работ, которые будучи идентичными внешне, по факту являются различными [2, 3]. Список литературы: 1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с. 2. Каршиев Б.Б., Абсаматов З. Ахмад Угли. Формирование и совершенствование педагогических навыков в процессе обучения // Вестник науки и образования. 2020. № 6-1 (84). С. 79-84. 3. Основы формирования умений и навыков [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://forpsy.ru/works/osnovyi-formirovaniya-umeniy-i- navyikov/ (дата обращения: 25.07.2021). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2021 https://tribune-scientists.ru 4